Помощь в учёбе: выполнить ДЗ за ребёнка, нанять репетитора или научить учиться?

79 % родителей помогают ученикам начальной школы выполнять домашнее задание. К старшим классам этот процент падает: всего 2 % родителей берутся за все школьные задания, и ещё 15 % помогают лишь с некоторыми предметами.
В начальной школе чаще помогают мамы. В основной — подключаются папы. В старших классах уже отцы помогают активнее, но только по некоторым предметам. Такие результаты приводит исследовательский центр Superjob на основе опроса 1600 респондентов из 399 населённых пунктов РФ в 2024 году.
Насколько помощь с домашкой полезна ребёнку, до какого возраста допустима и как решить вопрос, не пользуясь ГДЗ, объясняем в статье.

Как помощь родителей с ДЗ влияет на ребёнка?
Начнём с плюсов. Безусловно, помощь с домашними заданиями снижает уровень стресса у школьника. Он чувствует поддержку, признаёт авторитет знаний родителей: «Мама с папой такие умные! Они знают всё». Впрочем, на этом преимущества заканчиваются. Остаются одни минусы.
Уступает сверстникам в самостоятельности
Представим, что процесс обучения — это плавание. Тогда домашка — бассейн глубиной меньше роста ребёнка. А помощь родителей — надувной фламинго. С одной стороны, детям нравится на таком лежать и с ним точно не утонешь. Но с другой — в детском бассейне и невозможно утонуть. Его смысл в том, чтобы научить плавать без вспомогательных средств.
Если без аллегорий, то перекладывание ответственности за ДЗ на родителей мешает развивать самостоятельность. И из-за этого почти всегда возникают проблемы.
Анна Жадан, методист по математике онлайн-школы «ИнтернетУрок»:
«Когда родители выполняют задания за ученика, они лишают его возможности развивать критически важные навыки. Среди них самостоятельность, ответственность, умение решать проблемы. Эти качества формируются именно в процессе индивидуальной работы, особенно когда человек сталкивается с трудностями. Если школьник ждёт, что родители сделают задания за него, он может вырасти зависимым от помощи и неуверенным в собственных силах».
Привыкает перекладывать ответственность
Проблемы из-за несамостоятельности возможны не только в учёбе. «Спасая» от домашки, родители вредят будущему: и ребёнка, и своему.
Ирина Степанова, психолог:
«Если родители стабильно выполняют домашнее задание за ученика, он привыкает к решению проблем извне. А сильным становится тот, кто решает проблемы как задачи, именно для себя. Перекладывание ответственности — лёгкий путь, который быстро становится привычкой. Сначала мы делаем домашку за ребёнка, потом устраиваем его на работу, а потом платим за него кредит. Схема утрирована, но близка к реальности».
Проседают и метапредметные навыки
Соглашаясь выполнять школьные задания, родители лишают ребёнка возможности вовремя научиться планированию и другим сопутствующим выполнению домашки способностям.
Елена Лосева, профориентолог, педагог-психолог:
«Только в фильмах бывает, что главный герой решил что-то, взял себя в руки и сделал. В жизни люди чаще прокрастинируют. Школьные задания как раз тренируют самоконтроль, умение действовать в своих интересах в долгосрочной перспективе, иногда отказываясь от сиюминутных удовольствий. То есть выполнение домашней работы формирует метапредметные, общие навыки. Нужно вовремя вспомнить о ДЗ, выделить время, иногда спланировать на несколько дней. Формирование таких навыков — игра вдолгую. Они будут полезны в будущей профессии, независимо от сферы».
Блокируются нейронные связи
Не выполняя домашку, ребёнок не закрепляет знания. Хуже того, нарушается нормальная для ученика деятельность мозга.
Диана Белан, кандидат филологических наук, лингвист, преподаватель и основатель школы английского языка:
«Выполняя задание вместо ребёнка, мы фактически блокируем процесс формирования нейронных связей, который происходит при активной работе над задачей. К тому же это лишает школьника возможности глубоко понять материал».
Пропадает мотивация учиться
Когда за ребёнка учатся взрослые, он превращается в ассистента. Задачи учёбы деградируют до передачи задания и отправки учителю работы другого человека.
Лариса Окулик, психолог, коуч по детско-родительским отношениям:
«Если домашние задания вместо ученика выполняют другие люди, уже к 3–4-му классу он перестаёт интересоваться обучением. А во взрослой жизни может пропасть интерес к любой деятельности. И это логично с точки зрения психологии — зачем напрягаться, если за тебя всё сделают?
В моей практике была пациентка, за которую все уроки делал репетитор. Так продолжалось с первого класса до конца школы. Родители кое-как “получили” за дочь аттестат зрелости. Затем “поступили” в вуз, “отучились” в нём с трудом. Сейчас девушке 26 лет. Она нигде не работает, ничего не планирует, живёт за счёт родителей. Исправить такую ситуацию будет нелегко, даже вместе с психологом».
Учится обманывать
Регулярная рокировка с исполнителем задания тренирует навык лжи. Не стоит потом удивляться, если школьник начнёт обманывать и родных. Ведь он увидел, что так можно. А если допустимо лгать учителю, отправляя работу родных под видом своей, то с чего вдруг нельзя обманывать родителей?
А ещё домашка становится причиной конфликтов в семье — из-за ошибок, оценок и накопившейся усталости родителей, которым приходится учиться за ребёнка.

До какого возраста можно помогать ребёнку с домашкой?
Действительно, негативных последствий выполнения ДЗ вместо ребёнка может быть много, но и просто бросить школьника один на один с проблемой — не выход. Объясняем, когда всё-таки нужна помощь.
В начальной школе — обязательно
Даже простые задания в начальных классах могут даваться тяжело без подготовки. И наоборот, подготовленным к школе детям домашка по силам, а барьер перед её выполнением, скорее, психологический.
Ванда Арутюнян, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве РФ:
«Дети приходят в школу с разным уровнем. После курсов подготовки к школе или детского сада они хоть как-то умеют читать, считать, писать буквы и некоторые слова. Помощь таким детям нужна, скорее, как ненавязчивый контроль.
Другое дело, когда первоклассник приходит без подготовки и социализации. Таким детям часто требуется помощь уже с первых дней обучения. Главное при этом — мягко объяснить, что так будет не всегда».
В старшем возрасте — не всем
По мере взросления некоторым детям всё ещё может быть нужна помощь с уроками, но уже другого характера.
Лариса Окулик:
«Обязательно помогать при переходе из младших классов в средние. Предметов становится больше, требования к учёбе возрастают. Самостоятельные дети быстро адаптируются. Но у особенно эмоциональных в этот период возникают трудности с учёбой, и им пригодится помощь.
Также ребёнку можно помогать с домашними заданиями в 10–11-м классах, если у школы сложная специфика или появились узкоспециализированные предметы, необходимые для будущей профессии. Главное — чётко разграничивать понятия: где вы поддерживаете ребёнка, а где делаете за него всю работу. Первый вариант уместен в любом возрасте. Второй недопустим».
Какая помощь родителей с домашкой всё же необходима?
Абстрагироваться от ДЗ фразами вроде «Тебе задали — ты и делай» непедагогично и недальновидно. Так можно потерять доверие ребёнка. К тому же подобное отношение вряд ли замотивирует школьника разобраться в сложной теме. Скорее всего, он спишет решение из ГДЗ или у друга. Или не станет заморачиваться даже с этим, переключившись на игры и соцсети. То есть выполнять ДЗ вместо ребёнка вредно, но помогать всё же следует. Сделать это по уму помогут лайфхаки наших экспертов.
Ольга Токарева, главный специалист-эксперт по разработке образовательных продуктов в компании «АЛМА»:
«Для ребёнка обратиться с вопросом или просьбой о помощи к родителям — абсолютно естественно, ведь мама и папа когда-то учили его ходить, говорить, чистить зубы, рисовать солнышко. Поэтому прямое или косвенное участие родителей в школьных делах их детей — привычная и нормальная вещь».
Планирование
Проблема часто не в сложности заданий. Возможно, школьник не понимает, с чего начать и как организовать учёбу.
Лариса Окулик:
«В помощи с ДЗ стоит учитывать процессы головного мозга. Он развивается постепенно — от затылочной части к лобной. Процесс продолжается до 20 лет. Лобная часть отвечает за планирование и целеполагание. У детей в возрасте 7–8 лет она ещё не развита. Они не могут самостоятельно спланировать время, не понимают, как именно делать домашнее задание, чтобы всё успеть и при этом не сильно устать. То есть родительская помощь ученикам начальных классов необходима прежде всего в постановке целей и планировании. Также обязательно нужно проверять правильность выполнения заданий, аккуратность прописей.
Чем старше ребёнок, тем крепче его навыки планирования и сильнее чувство ответственности за выполнение домашки. Помощь родителей может уже отсутствовать или сократиться до минимума — можно делать акцент на предметах, которые даются с трудом, или подключаться, если какие-то задачи совершенно непонятны ребёнку».
Подсказки о способе решения
Допустим, ученик взялся за домашку, пытается решить задачу, но у него не получается. Помочь ему в такой ситуации не значит выполнить задание. Это всё равно, что дать голодному рыбу, как в известном изречении Конфуция.
Работы, выполненные взрослыми, заметно отличаются от ученических — даже в старшей школе, даже если это набранный на компьютере текст. Учитель понимает, что задание выполнил не его ученик. А школьник не разобрался в той теме, за работу по которой получает оценку. Намного полезнее научить ребёнка пользоваться удочкой, то есть подсказать принцип решения похожих задач.
Диана Белан:
«В школе я старалась выполнять домашние задания сама. Но задача по физике в старших классах однажды поставила меня в тупик. После часов безуспешных попыток я попросила помощи у отца — кандидата физико-математических наук. Он расписал решение на уровне университетской программы, используя сложные формулы и теории, о которых я даже не слышала. Решение я переписала, не задумываясь. Казалось, что теперь меня точно ждёт пятёрка.
Однако реальность оказалась совершенно иной. Учитель посмотрела на решение, а потом на меня. В её взгляде был скрытый вопрос: “Ты это сделала сама?” За работу поставила двойку. Мне было невыносимо неловко. Тогда я поняла, что разница между уровнем преподавателя университета и уровнем ученика заметна любому учителю, впрочем, как и сейчас списанные из ГДЗ ответы».
Специалист-эксперт по разработке образовательных продуктов Ольга Токарева предлагает варианты помощи с ДЗ:
-
Организующая помощь. По мере утомления внимание рассеивается и падает усидчивость. Это актуально в первую очередь для учеников начальной школы, особенно первоклашек. Ребёнку могут помочь даже, казалось бы, простейшие советы: «Посмотри на картинку ещё раз», «Обрати внимание, сколько клеточек надо отступить».
-
Разъясняющая помощь. Взрослый может напоминать об использовании какого-то правила или формулы: «Это словарное слово — как можно проверить его написание?» или «Для решения задачи нужна формула площади квадрата. Ты её помнишь?» Однако для оказания такого типа помощи родителям надо самим неплохо разбираться в предмете — а чем старше школьник, тем это сложнее.
-
Демонстрация способа выполнения действия. Взрослый сам решает задачу, пишет буквы, чертит многоугольник, рисует лошадку — а ребёнок за ним наблюдает. Важно, чтобы такой показ происходил не в тетради или альбоме ученика, а на отдельном листе.
Если родителям хватает терпения, то можно попробовать ещё один, более сложный способ.
Ольга Токарева:
«Можно попробовать помощь-обучение. Это полный цикл объяснения с показом и акцентами на ключевые точки. Идеально, если удастся это сделать в той же логике и с тем же набором слов, которые использовал учитель при объяснении материала. В противном случае окажется, что педагог и родитель учат ребёнка одному и тому же, но по-разному».
Игровая помощь
Диана Белан предлагает повысить вовлечённость ребёнка через игру. Игровой метод способствует развитию самостоятельности и интереса к учёбе, а родителям позволяет поддерживать баланс между участием и наблюдением, не перегружая ученика помощью.
Способы повысить мотивацию учиться от Дианы Белан:
-
Игра в секретного агента. Можно предложить школьнику считать каждое домашнее задание миссией. Когда ребёнок выполняет его, он завершает секретное задание, как настоящий агент.
-
Игры на скорость. Можно превратить выполнение некоторых заданий в соревнование на время. Это научит ребёнка работать быстро и эффективно.
-
«Учитель дня». Пусть раз в неделю ребёнок играет роль учителя. Он может объяснять родным материал, который учил в школе. Это не только закрепит знания, но и повысит уверенность в себе.
Подбадривание
Стресс из-за домашки можно снизить, даже не открывая задание. Достаточно активно выражать поддержку.
Ольга Токарева:
«Полезна и стимулирующая помощь — подбадривание, похвала, поддержка ребёнка: “Давай-давай, всё получится!”, “Молодец, хорошо!”, “Ого, уже решил три примера?”»
Ресурсы
Старшекласснику может понадобиться другая помощь родителей, например оплата услуг репетиторов или помощь с другими ресурсами.
Елена Лосева:
«Допустим, в 10-м классе подросток делает индивидуальный проект по химии и экологии, изучает кислотные дожди. Для этого необходимо взять пробы воды в реке с интервалом в 1 км, желательно не в черте города. Может ли подросток это сделать самостоятельно? Маловероятно. Его нужно сопроводить, хотя бы из соображений безопасности. Без этих проб проект не получится или будет полностью теоретическим. Такая помощь родителя будет очень уместна».
Семейное время для серьёзных дел
Повысить мотивацию ребёнка выполнять ДЗ Диана Белан рекомендует также через семейное время для учёбы: «Проводите вместе время, когда все члены семьи занимаются своими делами: читают, учатся или работают. Это создаст положительный пример и учебную атмосферу».
Соблюдение НОТ
Как песня невозможна без нот, так и учёба дома — без НОТ, то есть научной организации труда.
Ольга Токарева:
«Для продуктивной работы человеку нужно удобное рабочее место без отвлекающих факторов. Для школьника это пустой стол с тетрадью, учебником, необходимым и достаточным набором канцелярии. Нужен привычный и удобный график занятий: классический режим дня и/или чек-лист со списком дел вполне подойдут. Стоит учитывать и физиологическую готовность к работе. Уставший, голодный, объевшийся, набегавшийся, вымотанный, сонный ребёнок навряд ли покажет все свои когнитивные способности при решении задач или при письме».
Не у каждого родителя хватит терпения на все методы из этой статьи. А некоторые взрослые уже и забыли многие предметы. Это нормально. И всё-таки помочь ученику начальной школы необходимо — независимо от того, посещает ли он традиционную очную школу или учится онлайн. С этим могут помочь наши наставники. Мы не выполняем задание за ребёнка, а учим планированию, подсказываем, как расставить приоритеты, повторяем материал, объясняем сложные нюансы. Помогаем больше успевать, не только в учёбе, но и вне её.
