Мотивация для первоклассников по полочкам

Мотивация к учёбе — это тяга к знаниям, желание учиться. Разбудить эту силу в детской душе —детской душе — настоящее искусство, которым владеют далеко не все педагоги и родители.
Мотивация для первоклассников особенно ответственная и деликатная. Ребёнок только примеряет на себя роль ученика, многое ему может не нравиться. Однако бросить учёбу, как надоевшую игрушку, нельзя: школьное образование в РФ обязательное. В результате многие теряют мотивацию в первые месяцы учёбы.
Когда ребёнок заявляет про школу: «Не пойду я туда больше!» — многих родителей охватывает тревога: как же теперь мотивировать его учиться? Главное — не становиться надзирателями, ведь заставлять ребёнка учиться бесполезно. Подкупать — опасно, так школьник не разовьёт интерес к знаниям. Выстроить действенную мотивационную систему для первоклассника поможет наш гайд.
Почему важно привить желание учиться именно в первом классе
Начальный этап образования фундаментальный. В первый школьный год у ребёнка закладывается отношение к учёбе и обучению в целом. Формирование устойчивой мотивации на данном этапе критически важно.
Стресс и скука в начале учёбы могут сформировать у ребёнка ложное представление о том, что школа — это тяжёлая, неприятная обязанность. Такой негативный паттерн потом сложно исправить. Обычно уровень учебной мотивации наиболее высок именно в первом классе и постепенно снижается к четвёртому. В частности, это показала Наталья Коростелёва в исследовании «Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста».
Приятные впечатления на первых уроках, наоборот, развивают внутреннюю мотивацию — ребёнок учится потому, что это ему интересно. Успешно пройденная адаптация и сформированный интерес к познанию становятся иммунитетом против выгорания в средней и старшей школе и дальше в учёбе и жизни.
В первом классе умение читать или считать не приоритет (академические способности всегда можно развить). Намного важнее научить ребёнка главному навыку — учиться с удовольствием.
Что особенного в психике первоклассника
В первые школьные годы дети меньше всего настроены на серьёзные занятия. Понимание этой и других особенностей психики первоклассника помогает увлекательно разбудить и мягко поддерживать желание учиться.
Доминирование игровой деятельности
Ребёнок в 6–7 лет ещё не может кардинально поменять ведущий тип деятельности. Первоклассник познаёт мир через игру. Через неё же он общается, учится и выражает себя. Поэтому внимание к учебному процессу привлекают игровые элементы.
Татьяна Ермолова, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:
«Дети младшего школьного возраста всё ещё любят играть. Родителям не стоит давить фразами в стиле: “Убирай игрушки и садись делать уроки”. Такой подход может снизить учебную мотивацию и вызовет ещё больший стресс.
Первоклассник активно познаёт окружающий мир. Рекомендую сделать этот процесс увлекательным и интересным не только на уроках, но и дома. Например, при чтении рассказа или сказки можно “оживить персонажей”, используя язык мимики и жестов. Во время чтения уютнее сидеть на ковре или подушках. Это создаёт ещё более благоприятную атмосферу, помогает поддерживать интерес к чтению и учёбе».
Наглядно-образное мышление
Первокласснику сложно оперировать абстрактными понятиями. Он понимает то, что можно увидеть, потрогать, представить в форме конкретного образа. Ему проще понять тему, когда урок подкреплён понятным примером или действием.
Быстрая утомляемость
Первоклассник может сосредоточиться на одном деле всего на 15–20 минут. Его внимание непроизвольно и легко переключается на более яркие стимулы. Поэтому занятие не должно быть долгим, иначе ребёнок теряет концентрацию и интерес.
Мария Ремизова, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:
«Нагрузку рекомендую повышать постепенно. Школьные предметы, новое учреждение, учитель и одноклассники сами по себе вызывают стресс у вчерашнего выпускника детского сада. Не стоит ещё и записывать ребёнка в секции с начала учебного года, в момент перенапряжения нервной системы.
Лучшими вариантами смены деятельности в первые месяцы школы считаю прогулку после школы, игру на детской площадке или привычный для ребёнка вид спорта: например, велосипед или бадминтон. Любой спорт снизит уровень кортизола. Это поможет лучше пережить адаптацию. А после неё самое время записывать ребёнка на дополнительные занятия. Изучение английского или робототехники принесёт больше результатов и удовлетворения, когда ребёнок освоился и успокоился».
Зависимость от внешней оценки
Первоклашка ещё не умеет объективно оценивать себя и полностью доверяет мнению значимых для него взрослых. Фразы «Ты молодец» или «Ты сделал неправильно» он воспринимает как абсолютную истину и формирует на их основе самооценку.
Слова родителей и учителей в первом классе — главный мотиватор или, наоборот, демотиватор школьника.
Представление об учёбе в первом классе зависит ещё и от отношения к ней близких. Поэтому важно создать благоприятный имидж школы и учёбы в глазах ребёнка.
Евгения Лядущенкова, методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:
«Не говорите о школе как о тяжёлой обязанности длиною в 11 лет. Ребёнок и без того быстро поймёт, что школа — это надолго. Важно транслировать ему не страх и волнение, а позитивное отношение. Если у вас нет тёплых воспоминаний о школе, попробуйте поискать в памяти хотя бы маленькие приятные эпизоды и поделиться ими. А можно привлечь и других близких: пусть ребёнок услышит, что школа может быть интересной и радостной».
Ориентация на процесс, а не на результат
Первокласснику может быть важнее и интереснее процесс рисования буквы, чем оценка. Мотивировать его далёкими перспективами пока бесполезно. Важно, чтобы процесс обучения приносил удовольствие здесь и сейчас.
Как заинтересовать учёбой
У первоклашек желание учиться сильно зависит от формата обучения и объяснений. Заставить себя заниматься чем-то скучным и кажущимся бесполезным им пока сложно. Предлагаем способы разбудить тягу к знаниям.
Игровые приёмы
Начинать занятие лучше с игры. Хорошая идея — превратить даже скучные задания в квесты.
- Кроме решения примеров в тетради на проверку можно предложить «кормить голодную акулу», давая ей правильные ответы.
- Помимо тетрадей для прописей, ребёнку может быть интересно писать буквы на подносе с манкой. А ещё рисовать их красками, выкладывать из цветных карандашей или веток на прогулке.
Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук, старший методист Домашней школы «ИнтернетУрок»:
«Важно сместить фокус с формальных результатов на процесс познания. Вот как это можно сделать:
- показать ребёнку, что учёба — это не про то, чтобы “отсидеть уроки”, а про то, как устроен мир вокруг;
- связать школьные знания с игрой.
Цифры и буквы не должны жить только в тетрадке или цифровом учебном кабинете. Можно лепить их из пластилина, рисовать мелом на асфальте, выкладывать слова из фасолин и гороха. Полезно читать не только заданные по программе тексты, но и всё, что попадается по пути: рекламу, вывески магазинов, афиши на дверях театра.
Полезно считать всё вокруг: ступеньки по дороге в школу, тротуарную плитку, голубей, сидящих на проводе, или собак, которые гуляют на улице, изучать формы листьев в парке».
Опора на интересы
Объяснять первокласснику темы и понятия удобнее всего на примерах его любимых персонажей, игрушек, тем, по которым он задаёт больше всего вопросов «почему?».
- Любит динозавров? Значит, читаем книги о них, считаем количество шипов на хвосте у стегозавра, пишем его название по слогам.
- Увлекается машинками? Организуем гонки, где финишная черта — это правильный ответ к задаче.
- Обожает космос? Считаем звёзды, пишем слова «ракета» и «Луна».
Наглядность и практика
Полюбить уроки в первые школьные годы проще, когда образовательный процесс осязаемый.
- Учитесь считать? Можно потрясти в ладонях игровые кубики или фишки и вывалить на стол — пусть школьник называет их количество.
- Изучаете растения? Стоит прорастить семя в горшке на подоконнике и начать вести дневник наблюдений.
Полезно проводить простые опыты, создавать проекты — это способствует формированию понимания, зачем нужно учиться.
Связь с жизнью
Учёба заинтересует первоклассника, если показать, что знания нужны не только в школе, но и в жизни. Это повышает значимость знаний для ребёнка.
Как показать первокласснику применимость знаний в быту:
- математика нужна, чтобы посчитать наличные деньги;
- чтение — чтобы прочитать вывеску;
- письмо — чтобы подписать открытку близкому человеку.
Чтобы учёба не превратилась в скучную и мучительную «обязаловку», рекомендуем преобразить этот процесс — так ребёнок сам будет тянуться к знаниям и радоваться осознанию того, как они регулярно находят применение в повседневной жизни.
Ирина Воронцова:
«Рекомендую превращать повседневность в маленькое исследование:
- почему лужа замерзает;
- откуда берётся радуга;
- почему небо голубое...
Искренняя увлечённость родителей — лучший друг ребёнка. Если школьник увидит, как мама или папа с интересом рассказывают о том или ином процессе, то и сам заразится любопытством».
При этом важно найти баланс. Пытаться полностью заменить собой учителей — плохая идея. Это может испортить семейные отношения и вовсе не обязательно пойдёт на пользу академическим успехам. Функции родителя первоклассника в том, что касается школы, — помогать с планированием, мягко контролировать, поддерживать и вдохновлять. Не больше. Если кто-то в семье хорошо знает русский язык и литературу, это ещё не значит, что он сможет эффективно научить читать или писать. Для этого также нужны педагогические и психологические навыки, опыт обучения других детей.
Ирина Воронцова:
«Главное в воспитании — сохранить и приумножить природный интерес к познанию, с которым рождается каждый ребёнок».
Школа по возрасту
Это критически значимый для адаптации фактор. Если темп обучения и программа соответствуют развитию ребёнка, учёба может ему понравиться.
Дистанционная учёба экономит около 25 часов в месяц, или 9 непрерывных суток в год, — за счёт отсутствия дисциплинарных элементов урока, необходимости добираться до школы, выслушивать ответы одноклассников у доски. А ещё онлайн-обучение избавляет от стресса ранних подъёмов в режиме пятидневки. Всё это базово предлагают онлайн-школы. Но не все они одинаковы полезны. Для первоклассника некоторые могут оказаться даже опаснее традиционных. От ошибок вас убережёт наша инструкция.

Как повысить мотивацию первоклассника
Повышать мотивацию — задача системная, а не разовая. Интерес — это искра, а мотивация — костёр, который нужно поддерживать. Вот как этого можно достигнуть.
Создать здоровый мотивационный климат
Рекомендуем родителям показывать и проговаривать первокласснику, что любят его не за оценки, а просто так. Для этого фразы в ключе «Что ты возишься?» или «Все уже решили, а ты один — нет!» полезно заменить на «Давай разберёмся вместе» или «Я вижу, как ты стараешься» — это мощные мотиваторы.
Ирина Воронцова:
«Рекомендую экологично интересоваться учёбой ребёнка. Вместо вопросов об оценках лучше спросить: “Что сегодня было самого интересного?”, “Что тебя удивило?” Так школьник почувствует поддержку, а не контроль, воспримет учёбу как часть жизни, а не как её суровый единственный смысл».
Ещё важно создать положительный имидж школы и учёбы в глазах первоклассника.
Хвалить по уму
Полезно хвалить не ребёнка, а его усилия или конкретный результат. Оценки уровня «Ты гений» или «Ты самый умный» можно воспринять как констатацию факта, наличия дара. Их сложно ассоциировать с затраченными стараниями, и это может приводить к обесцениванию труда. Лучше сформулировать, что именно вас впечатлило в работе первоклассника: «Ты так аккуратно написал эти буквы, я вижу твой прогресс» или «Ты так сосредоточенно решал эту задачу, и у тебя получилось!» Такие похвалы прививают установку на рост.
Ещё здорово хвалить ребёнка перед родными и друзьями за интерес и усердие в учёбе, например: «Сегодня Маша сама прочитала целую страницу сказок!» Так ученик чувствует поддержку и понимает, что его старания видят и ценят.
Создать условия для учёбы
Первокласснику нужно своё собственное, хорошо освещённое место, где его никто и ничто не будет отвлекать. Стол лучше расположить так, чтобы во время занятий игрушки и другие любимые предметы не попадали в поле зрения ученика. Так ему будет проще сосредоточиться.
Вдохновлять личным примером
Первоклассники охотно повторяют за взрослыми. Если хотя бы кто-то из родителей регулярно увлечённо читает, узнаёт новое, то и ребёнка тоже потянет к знаниям.
Вспоминать прошлые победы перед новыми
Полезно напомнить ребёнку о его прошлом успехе, когда он берётся за новое дело, предмет или просто волнуется: «Помнишь, как ты обыграл в МЕМО и всех друзей, и даже Лизу, которая на год старше тебя? Уверена, ты сможешь запомнить эту простую скороговорку».
Как оценить мотивацию первоклассника
Различить мотивированного и немотивированного первоклассников поможет наша схема.
Что делать, если мотиваторы не помогают
Возможно, ребёнок пошёл в школу не вовремя:
- позже, чем нужно, — ему скучно изучать в первом классе то, что он уже знает, только вместе с другими детьми;
- слишком рано — ребёнок ещё не наигрался.
Зрелость первоклассника определяется не столько возрастом или академическими навыками, такими как умение считать, читать. Куда важнее психологическая, эмоциональная, социальная, физическая и даже бытовая готовность к школе. Подробно рассказали об этом в исследовании идеального возраста для первого класса.
Ошибки со временем начала учёбы не приговор. Их можно исправить.
Получается, экстернат для первоклассника как машина времени. Одарённым детям эта ускоренная программа «расправляет крылья» — помогает в два раза быстрее перейти в следующий класс. Отстающие же от уровня класса могут взять свободный год для «дозревания» до школы, а экстернат спасёт их от перспективы отстать от сверстников. Можно начать учёбу позже, например в 8 лет, и пройти программу двух классов за один учебный год.
1-2 классы
кто легко справляется с программой и готов к новому

Резюмируем. Проблемы с мотивацией первоклассника решаемы. Приёмы, инструменты и специальную учебную программу для этого вы только что узнали в статье. Успехов вам в повышении мотивации! И пусть с каждым годом учёба становится для вашего ребёнка всё интереснее.