Назад
calendar 08 сентября 2025
views 138
14 минут 43 секунды

Мотивация для первоклассников по полочкам

Мотивация для первоклассников по полочкам
Обложка: ViDI Studio, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Гайд, как привить и развить желание учиться в школе

Мотивация к учёбе — это тяга к знаниям, желание учиться. Разбудить эту силу в детской душе —детской душе — настоящее искусство, которым владеют далеко не все педагоги и родители.

Мотивация для первоклассников особенно ответственная и деликатная. Ребёнок только примеряет на себя роль ученика, многое ему может не нравиться. Однако бросить учёбу, как надоевшую игрушку, нельзя: школьное образование в РФ обязательное. В результате многие теряют мотивацию в первые месяцы учёбы. 

Когда ребёнок заявляет про школу: «Не пойду я туда больше!» — многих родителей охватывает тревога: как же теперь мотивировать его учиться? Главное — не становиться надзирателями, ведь заставлять ребёнка учиться бесполезно. Подкупать — опасно, так школьник не разовьёт интерес к знаниям. Выстроить действенную мотивационную систему для первоклассника поможет наш гайд. 

Почему важно привить желание учиться именно в первом классе

Начальный этап образования фундаментальный. В первый школьный год у ребёнка закладывается отношение к учёбе и обучению в целом. Формирование устойчивой мотивации на данном этапе критически важно. 

Стресс и скука в начале учёбы могут сформировать у ребёнка ложное представление о том, что школа — это тяжёлая, неприятная обязанность. Такой негативный паттерн потом сложно исправить. Обычно уровень учебной мотивации наиболее высок именно в первом классе и постепенно снижается к четвёртому. В частности, это показала Наталья Коростелёва в исследовании «Особенности учебной мотивации детей младшего школьного возраста». 

Исследование о мотивации учеников начальной школы

Приятные впечатления на первых уроках, наоборот, развивают внутреннюю мотивацию — ребёнок учится потому, что это ему интересно. Успешно пройденная адаптация и сформированный интерес к познанию становятся иммунитетом против выгорания в средней и старшей школе и дальше в учёбе и жизни. 

В первом классе умение читать или считать не приоритет (академические способности всегда можно развить). Намного важнее научить ребёнка главному навыку — учиться с удовольствием.

Что особенного в психике первоклассника

В первые школьные годы дети меньше всего настроены на серьёзные занятия. Понимание этой и других особенностей психики первоклассника помогает увлекательно разбудить и мягко поддерживать желание учиться.

Доминирование игровой деятельности

Ребёнок в 6–7 лет ещё не может кардинально поменять ведущий тип деятельности. Первоклассник познаёт мир через игру. Через неё же он общается, учится и выражает себя. Поэтому внимание к учебному процессу привлекают игровые элементы.

Татьяна Ермолова, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:

«Дети младшего школьного возраста всё ещё любят играть. Родителям не стоит давить фразами в стиле: “Убирай игрушки и садись делать уроки”. Такой подход может снизить учебную мотивацию и вызовет ещё больший стресс. 

Первоклассник активно познаёт окружающий мир. Рекомендую сделать этот процесс увлекательным и интересным не только на уроках, но и дома. Например, при чтении рассказа или сказки можно “оживить персонажей”, используя язык мимики и жестов. Во время чтения уютнее сидеть на ковре или подушках. Это создаёт ещё более благоприятную атмосферу, помогает поддерживать интерес к чтению и учёбе».

Мотивация первоклассников в 6-7 лет, специфику объясняет педагог

Наглядно-образное мышление

Первокласснику сложно оперировать абстрактными понятиями. Он понимает то, что можно увидеть, потрогать, представить в форме конкретного образа. Ему проще понять тему, когда урок подкреплён понятным примером или действием.

Быстрая утомляемость

Первоклассник может сосредоточиться на одном деле всего на 15–20 минут. Его внимание непроизвольно и легко переключается на более яркие стимулы. Поэтому занятие не должно быть долгим, иначе ребёнок теряет концентрацию и интерес.

Мария Ремизова, старший преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:

«Нагрузку рекомендую повышать постепенно. Школьные предметы, новое учреждение, учитель и одноклассники сами по себе вызывают стресс у вчерашнего выпускника детского сада. Не стоит ещё и записывать ребёнка в секции с начала учебного года, в момент перенапряжения нервной системы. 

Лучшими вариантами смены деятельности в первые месяцы школы считаю прогулку после школы, игру на детской площадке или привычный для ребёнка вид спорта: например, велосипед или бадминтон. Любой спорт снизит уровень кортизола. Это поможет лучше пережить адаптацию. А после неё самое время записывать ребёнка на дополнительные занятия. Изучение английского или робототехники принесёт больше результатов и удовлетворения, когда ребёнок освоился и успокоился».

Что на самом деле влияет на желание учиться в первом классе, объясняет педагог

Зависимость от внешней оценки

Первоклашка ещё не умеет объективно оценивать себя и полностью доверяет мнению значимых для него взрослых. Фразы «Ты молодец» или «Ты сделал неправильно» он воспринимает как абсолютную истину и формирует на их основе самооценку. 

Слова родителей и учителей в первом классе — главный мотиватор или, наоборот, демотиватор школьника.

Представление об учёбе в первом классе зависит ещё и от отношения к ней близких. Поэтому важно создать благоприятный имидж школы и учёбы в глазах ребёнка.

Евгения Лядущенкова, методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:

«Не говорите о школе как о тяжёлой обязанности длиною в 11 лет. Ребёнок и без того быстро поймёт, что школа — это надолго. Важно транслировать ему не страх и волнение, а позитивное отношение. Если у вас нет тёплых воспоминаний о школе, попробуйте поискать в памяти хотя бы маленькие приятные эпизоды и поделиться ими. А можно привлечь и других близких: пусть ребёнок услышит, что школа может быть интересной и радостной».

Что влияет на желание учиться в первом классе и вообще в начальной школе, объясняет методист онлайн-школы «ИнтернетУрок» Евгения Лядущенкова

Ориентация на процесс, а не на результат

Первокласснику может быть важнее и интереснее процесс рисования буквы, чем оценка. Мотивировать его далёкими перспективами пока бесполезно. Важно, чтобы процесс обучения приносил удовольствие здесь и сейчас. 

Как заинтересовать учёбой

У первоклашек желание учиться сильно зависит от формата обучения и объяснений. Заставить себя заниматься чем-то скучным и кажущимся бесполезным им пока сложно. Предлагаем способы разбудить тягу к знаниям. 

Игровые приёмы

Начинать занятие лучше с игры. Хорошая идея — превратить даже скучные задания в квесты. 

  • Кроме решения примеров в тетради на проверку можно предложить «кормить голодную акулу», давая ей правильные ответы. 
  • Помимо тетрадей для прописей, ребёнку может быть интересно писать буквы на подносе с манкой. А ещё рисовать их красками, выкладывать из цветных карандашей или веток на прогулке. 

Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук, старший методист Домашней школы «ИнтернетУрок»:

«Важно сместить фокус с формальных результатов на процесс познания. Вот как это можно сделать:

  • показать ребёнку, что учёба — это не про то, чтобы “отсидеть уроки”, а про то, как устроен мир вокруг; 
  • связать школьные знания с игрой. 

Цифры и буквы не должны жить только в тетрадке или цифровом учебном кабинете. Можно лепить их из пластилина, рисовать мелом на асфальте, выкладывать слова из фасолин и гороха. Полезно читать не только заданные по программе тексты, но и всё, что попадается по пути: рекламу, вывески магазинов, афиши на дверях театра. 

Полезно считать всё вокруг: ступеньки по дороге в школу, тротуарную плитку, голубей, сидящих на проводе, или собак, которые гуляют на улице, изучать формы листьев в парке». 

Как разбудить и укрепить желание учиться, подсказывает кандидат педагогических наук Ирина Воронцова

Опора на интересы

Объяснять первокласснику темы и понятия удобнее всего на примерах его любимых персонажей, игрушек, тем, по которым он задаёт больше всего вопросов «почему?». 

  • Любит динозавров? Значит, читаем книги о них, считаем количество шипов на хвосте у стегозавра, пишем его название по слогам. 
  • Увлекается машинками? Организуем гонки, где финишная черта — это правильный ответ к задаче. 
  • Обожает космос? Считаем звёзды, пишем слова «ракета» и «Луна». 

Наглядность и практика

Полюбить уроки в первые школьные годы проще, когда образовательный процесс осязаемый. 

  • Учитесь считать? Можно потрясти в ладонях игровые кубики или фишки и вывалить на стол — пусть школьник называет их количество. 
  • Изучаете растения? Стоит прорастить семя в горшке на подоконнике и начать вести дневник наблюдений. 

Полезно проводить простые опыты, создавать проекты — это способствует формированию понимания, зачем нужно учиться.

Связь с жизнью

Учёба заинтересует первоклассника, если показать, что знания нужны не только в школе, но и в жизни. Это повышает значимость знаний для ребёнка.

Как показать первокласснику применимость знаний в быту:

  • математика нужна, чтобы посчитать наличные деньги; 
  • чтение — чтобы прочитать вывеску; 
  • письмо — чтобы подписать открытку близкому человеку. 

Чтобы учёба не превратилась в скучную и мучительную «обязаловку», рекомендуем преобразить этот процесс — так ребёнок сам будет тянуться к знаниям и радоваться осознанию того, как они регулярно находят применение в повседневной жизни.

Ирина Воронцова:

«Рекомендую превращать повседневность в маленькое исследование:

  • почему лужа замерзает; 
  • откуда берётся радуга; 
  • почему небо голубое... 

Искренняя увлечённость родителей — лучший друг ребёнка. Если школьник увидит, как мама или папа с интересом рассказывают о том или ином процессе, то и сам заразится любопытством».

При этом важно найти баланс. Пытаться полностью заменить собой учителей — плохая идея. Это может испортить семейные отношения и вовсе не обязательно пойдёт на пользу академическим успехам. Функции родителя первоклассника в том, что касается школы, — помогать с планированием, мягко контролировать, поддерживать и вдохновлять. Не больше. Если кто-то в семье хорошо знает русский язык и литературу, это ещё не значит, что он сможет эффективно научить читать или писать. Для этого также нужны педагогические и психологические навыки, опыт обучения других детей. 

Ирина Воронцова:

«Главное в воспитании — сохранить и приумножить природный интерес к познанию, с которым рождается каждый ребёнок». 

Школа по возрасту

Это критически значимый для адаптации фактор. Если темп обучения и программа соответствуют развитию ребёнка, учёба может ему понравиться. 

Дистанционная учёба экономит около 25 часов в месяц, или 9 непрерывных суток в год, — за счёт отсутствия дисциплинарных элементов урока, необходимости добираться до школы, выслушивать ответы одноклассников у доски. А ещё онлайн-обучение избавляет от стресса ранних подъёмов в режиме пятидневки. Всё это базово предлагают онлайн-школы. Но не все они одинаковы полезны. Для первоклассника некоторые могут оказаться даже опаснее традиционных. От ошибок вас убережёт наша инструкция.

articlePreviewImage
Какую онлайн-школу выбрать для ребёнка
Чек-лист, как избежать ошибок при выборе школы
 

Как повысить мотивацию первоклассника

Повышать мотивацию — задача системная, а не разовая. Интерес — это искра, а мотивация — костёр, который нужно поддерживать. Вот как этого можно достигнуть.

Создать здоровый мотивационный климат

Рекомендуем родителям показывать и проговаривать первокласснику, что любят его не за оценки, а просто так. Для этого фразы в ключе «Что ты возишься?» или «Все уже решили, а ты один — нет!» полезно заменить на «Давай разберёмся вместе» или «Я вижу, как ты стараешься» — это мощные мотиваторы.

Ирина Воронцова:

«Рекомендую экологично интересоваться учёбой ребёнка. Вместо вопросов об оценках лучше спросить: “Что сегодня было самого интересного?”, “Что тебя удивило?” Так школьник почувствует поддержку, а не контроль, воспримет учёбу как часть жизни, а не как её суровый единственный смысл».

Ещё важно создать положительный имидж школы и учёбы в глазах первоклассника.

Хвалить по уму

Полезно хвалить не ребёнка, а его усилия или конкретный результат. Оценки уровня «Ты гений» или «Ты самый умный» можно воспринять как констатацию факта, наличия дара. Их сложно ассоциировать с затраченными стараниями, и это может приводить к обесцениванию труда. Лучше сформулировать, что именно вас впечатлило в работе первоклассника: «Ты так аккуратно написал эти буквы, я вижу твой прогресс» или «Ты так сосредоточенно решал эту задачу, и у тебя получилось!» Такие похвалы прививают установку на рост.

Ещё здорово хвалить ребёнка перед родными и друзьями за интерес и усердие в учёбе, например: «Сегодня Маша сама прочитала целую страницу сказок!» Так ученик чувствует поддержку и понимает, что его старания видят и ценят. 

Создать условия для учёбы

Первокласснику нужно своё собственное, хорошо освещённое место, где его никто и ничто не будет отвлекать. Стол лучше расположить так, чтобы во время занятий игрушки и другие любимые предметы не попадали в поле зрения ученика. Так ему будет проще сосредоточиться. 

Мотивация первоклассников, как привить желание учиться в начальной школе

Вдохновлять личным примером

Первоклассники охотно повторяют за взрослыми. Если хотя бы кто-то из родителей регулярно увлечённо читает, узнаёт новое, то и ребёнка тоже потянет к знаниям. 

Вспоминать прошлые победы перед новыми

Полезно напомнить ребёнку о его прошлом успехе, когда он берётся за новое дело, предмет или просто волнуется: «Помнишь, как ты обыграл в МЕМО и всех друзей, и даже Лизу, которая на год старше тебя? Уверена, ты сможешь запомнить эту простую скороговорку».

Как оценить мотивацию первоклассника

Различить мотивированного и немотивированного первоклассников поможет наша схема. 

Как оценить желание учиться? Шпаргалка с различиями мотивированных и немотивированных учеников

Что делать, если мотиваторы не помогают

Возможно, ребёнок пошёл в школу не вовремя:

  • позже, чем нужно, — ему скучно изучать в первом классе то, что он уже знает, только вместе с другими детьми;
  • слишком рано — ребёнок ещё не наигрался. 

Зрелость первоклассника определяется не столько возрастом или академическими навыками, такими как умение считать, читать. Куда важнее психологическая, эмоциональная, социальная, физическая и даже бытовая готовность к школе. Подробно рассказали об этом в исследовании идеального возраста для первого класса

Ошибки со временем начала учёбы не приговор. Их можно исправить. 

Как повысить желание учиться в первом классе и начальной школе

Получается, экстернат для первоклассника как машина времени. Одарённым детям эта ускоренная программа «расправляет крылья» — помогает в два раза быстрее перейти в следующий класс. Отстающие же от уровня класса могут взять свободный год для «дозревания» до школы, а экстернат спасёт их от перспективы отстать от сверстников. Можно начать учёбу позже, например в 8 лет, и пройти программу двух классов за один учебный год. 

Экстернат
1-2 классы
Два класса за один год для тех,
кто легко справляется с программой и готов к новому
Подробнее Оставить заявку
Шапка

Резюмируем. Проблемы с мотивацией первоклассника решаемы. Приёмы, инструменты и специальную учебную программу для этого вы только что узнали в статье. Успехов вам в повышении мотивации! И пусть с каждым годом учёба становится для вашего ребёнка всё интереснее.

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru