Какая школа лучше: домашняя vs классическая

Замечали ли вы, что у одних школьников при разговорах об учёбе «горят глаза», а другие ёжатся, как будто вспомнили фильм ужасов? Разница не столько в детях, сколько в учебных заведениях.
Выбрать лучшую школу — задача «со звёздочкой». От решения зависит будущее ребёнка.
Проще всего по старинке зачислить ребёнка в школу рядом с домом. Пусть участвует в «тусовках» и проходит «школу жизни». Однако бесплатная очная учёба может оставить следы в психике, да ещё и оказаться дороже платной.
Можно пойти прогрессивным путём — поступить в онлайн-школу. За 8 лет количество учеников на семейном образовании выросло в 12 раз! Однако такой сценарий подходит не всем.
Динамика общей численности школьников и учеников онлайн-школ в России
Так какая же школа лучше для ребёнка на 2025/26 учебный год? Выясняем ответ в батле из 16 раундов. Сравниваем главные параметры, которые помогут выбрать подходящую школу.
График и дорога до парты
В обычную очную школу дети вынуждены ходить каждый будний день, даже в мороз, жару, под ливнями и снегопадами. Ранний подъём, часто недосыпание и сборы «на нервах». В результате ученику сложно сфокусироваться на уроках.
В онлайн-школах график мягче, специфика зависит от формата.
- На синхронном обучении школьники учатся по видеосвязи и строгому расписанию. Нельзя организовать день по-своему и заниматься, когда хочешь. Хотя это всё равно лучше, чем бежать зимой в школу, не досушив волосы.
- На асинхронном обучении ученики занимаются по заранее созданным видеоурокам, которые можно смотреть в любое время. Домашние задания тоже можно выполнять когда удобно, главное — до конца четверти. В таком формате мы занимаемся с нашими учениками в онлайн-школе «ИнтернетУрок».
Время на учёбу
Только представьте, сколько времени в традиционной школе теряется на хронофаги — бесполезные поглотители времени:
- путь до школы и обратно (от 10 минут);
- переобувание (до 5 минут);
- переклички (до 5 минут на каждом уроке);
- выслушивание ответов одноклассников у доски (до 10 минут на каждом уроке);
- (иногда) разговоры о поведении;
- (иногда) прослушивание малоинтересных историй из жизни учителей.
Если у школьника 6 уроков, то в стенах обычной школы он теряет на хронофаги:
- от 1 часа 45 минут в день;
- от 35 часов в месяц;
- от 315 часов, или больше 13 суток, за учебный год.
И это минимум, при условии что школа находится в соседнем доме.
Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:
«Классические очные школы жёстко ограничивают время на учёбу. Дорога до школы утомляет ещё до начала уроков. Чёткое расписание ограничивает. А домашние задания “съедают” значительную часть дня. Ученик вынужден подстраиваться под темп класса. Вместо такой жёсткости онлайн-школы предлагают гибкость. Ученик сам планирует время занятий, выбирает предметы для изучения, может повторять сложные темы столько раз, сколько необходимо».
В онлайн-школе формат и программа защищают учеников от хронофагов. Остаётся достаточно свободного времени. Его можно посвятить любимому увлечению, общению с друзьями, прогулкам, спорту. А можно пройти программу двух классов за один год на экстернате.

Нагрузка
Максимальную нагрузку на школьников определяет документ СанПиН 1.2.3685-21. Эти нормы касаются количества уроков и контрольных в день, чередования простых и сложных предметов, сниженной загрузки по понедельникам и пятницам. Однако в классических школах не всегда соблюдают эти правила. Например, в старших классах может быть по 9 уроков в день, хотя предельная нагрузка — 7. Сложные предметы нередко ставят подряд, что прямо запрещено правилами СанПиН.
Пример перегруженного расписания в очной школе
В отличие от обычных школ, домашних школах нагрузка существенно мягче. Например, в пятом классе ИнтернетУрока — до трёх уроков в день. Однако каждый намного глубже, чем в традиционной школе. Наши ученики избавлены от хронофагов, занятия посвящены только учёбе.
Пример расписания в онлайн-школе «ИнтернетУрок»
Учеников нашей школы радует и разработка наших методистов и педагогов — собственная система преподавания точных наук в 7–11-м классах. Мы ювелирно убрали всё лишнее и оставили самое важное. Это позволило существенно сократить количество уроков. При этом наша программа соответствует ФГОС.
Что делают наши ученики во время, сэкономленное благодаря графику:
- побеждают в соревнованиях по художественной гимнастике;
- профессионально играют в теннис;
- занимаются искусством;
- играют в театре;
- создают анимацию для мультфильмов.
Персонализация учебной программы
В классической школе учитель преподаёт в усреднённом темпе. Продвинутые ученики скучают. Отстающие не успевают и всё больше отдаляются от общего уровня. Объяснять персонально каждому школьнику непонятные темы учителя не будут. И это не вина педагога, ведь он вынужден работать минимум с 25–30 детьми в классе сразу. Сложно уделить внимание каждому.
Михаил Волков, методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:
«С 1 сентября 2023 года в российских школах действуют единые федеральные образовательные программы для каждого уровня образования. Их придерживаются очные и онлайн-школы. Однако закон “Об образовании” сохраняет за школами право разрабатывать собственные образовательные программы с условием, что контент и оценки учеников будут “не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных основных общеобразовательных программ”. Эта формулировка даёт домашним школам право на дополнительные манёвры. В том числе с применением цифровых технологий.
Онлайн-обучение позволяет выбрать подходящий темп изучения материала. Это особенно важно для учеников с разными уровнями подготовки. Школьник может самостоятельно регулировать скорость прохождения курса. В том числе повторять сложные темы или ускоренно проходить материал, который усвоил быстро. Учебные материалы доступны нашим ученикам круглосуточно. Школьник может вернуться к ним в любое время. Это помогает лучше усваивать знания и повторять пройденный материал перед экзаменами или контрольными работами. А ещё, в отличие от очных, домашние школы могут предоставить индивидуальный учебный план для учеников».
В хороших онлайн-школах ученики настраивают учёбу под себя. В ИнтернетУроке можно самостоятельно выбрать предметы или отдельные уроки для углублённого изучения, составить удобную последовательность изучения предметов. Так проще уделять больше времени нужным и любимым дисциплинам, готовиться к поступлению в вуз.
Уроки
В традиционной школе урок длится 40–45 минут. Начинается с переклички, выборочной проверки знаний. Завершается выдачей домашнего задания. На объяснение новой темы остаётся максимум 15 минут. При этом и ученики, и учитель часто уставшие. Педагог объясняет тему кое-как, а школьники делают вид, что слушают. Разбираться приходится дома. Поставить учителя на паузу нельзя, попросить повторить неудобно. Отрывочные объяснения приходится конспектировать на ходу. Отдельно объяснять кому-то непонятную тему учителя обычной школы не могут, на это просто нет времени.
Онлайн-школы вольны разработать свою структуру урока, поэтому занятия часто более продуктивные. В синхронном формате с видеозвонками время урока экономится хотя бы на проверке домашнего задания и перекличках. Учитель объясняет тему, в конце можно задать вопрос. Минус в том, что такие занятия тоже могут начинаться рано. Педагог может быть уставшим. Это сказывается на качестве объяснений.
В асинхронном, формате проще избежать проблем, обусловленных человеческим фактором. Уроки создаются заранее группой профессионалов: от сценариста до эксперта по монтажу. Видео записывают энергичные педагоги по динамичному сценарию.
Ролики с объяснением темы — это только часть занятия. Наши уроки построены по принципу «гусеницы» с этапами и прогрессом по каждому уроку. Это напоминает игровой квест с поэтапным прохождением уровней, добавляет азарта в учебный процесс.
Начинаем с интересного факта по теме: текстом или коротким видеороликом. Так цепляем внимание ученика, настраиваем на урок и даём понять, как изучение этой темы пригодится в жизни.
Дальше наши ученики смотрят один-два видеоурока по теме — современные ролики с анимацией. Такой формат позволяет воспринимать учёбу как нечто трендовое и стильное, а не устаревшее и скучное. Это способствует концентрации на учёбе. Смотреть сразу весь урок необязательно. Можно сделать сколько угодно перерывов, пересмотреть непонятные фрагменты, пока не поймёшь.
После каждого короткого видеоурока — новый тип деятельности. Школьник закрепляет знания на тренажёрах. После них может пройти видеоконсультацию, ещё раз потренироваться, задать вопрос учителю в чате и только потом выполнить задание на оценку.
К каждому уроку есть конспект, в котором собраны главные тезисы и дополнительные материалы.
Домашка
В обычных школах типовые домашние задания. Многие списывают решения из ГДЗ. Так теряется смысл выполнения домашней работы — при переписывании ответов понять и запомнить новую тему невозможно. Учителю некогда давать обратную связь, времени хватает только на то, чтобы выставить оценки.
В онлайн-школах домашние задания разнообразнее: письменные работы, интерактивные тесты. У нас после 5-го класса ученик сам выбирает сложность заданий. Наши педагоги проверяют письменные работы и дают развёрнутую обратную связь. А тесты автоматически оценивает система.
Оценки
В обычных школах учителя бывают предвзяты. Они могут занижать оценки за шутки, яркие волосы, пирсинг. В спорных ситуациях педагог может поставить оценку исходя из своего настроения и отношения к ребёнку.
Ирина Воронцова:
«В обычной школе больше личных контактов с учителями. Педагог наблюдает за учеником ежедневно: видит, как тот усваивает материал, реагирует на сложные темы, работает в команде. Это позволяет давать дополнительные задания или менять методику объяснений. Личный контакт помогает мотивировать ребёнка, вовремя заметить стресс или потерю интереса. Это особенно важно для младших школьников.
Оценки и отношение педагогов к детям в классических школах бывают предвзятыми. На это влияют четыре основных фактора:
- Поведение на уроках. Активный, но неусидчивый ученик может получать заниженные оценки из-за нарушений дисциплины.
- Субъективные предпочтения. Некоторые учителя бессознательно чаще хвалят тех, кто совпадает с ними по темпераменту (например, скромных, скрупулёзных).
- Репутация класса. Если ребёнок пришёл из “слабого” класса, у педагога может сложиться стереотип. Из-за этого учитель может занижать оценки.
- Эффект ярлыков. Разовая ошибка иногда закрепляет за учеником статус “отстающего” надолго.
Онлайн-образование минимизирует эти риски, потому что снижает влияние человеческого фактора на оценку знаний».

В онлайн-школах личностный фактор при оценке знаний исключён. В ИнтернетУроке чёткие критерии оценивания письменных работ. Их можно посмотреть на сайте школы в открытом доступе, они едины для всех. Учитель не знает ученика лично. Поэтому у педагога нет ни мотива, ни возможности занизить или завысить оценку.
Тесты в нашей школе автоматически проверяет система. Таким образом, здесь тоже исключён личный фактор.
Ирина Воронцова:
«Ученики онлайн-школ реже переживают из-за оценок.
Что гарантирует непредвзятые оценки за ДЗ в нашей школе:
Автоматизированная проверка. Тесты оцениваются по строгим алгоритмам, без учёта субъективного мнения.
Единые критерии оценивания. Чёткие требования ко всем ученикам исключают поблажки.
Анонимность. Работы одного ученика могут проверять разные преподаватели.
Однако у онлайн-формата есть “слепые зоны”. В традиционной школе учитель замечает, когда ребёнок “выпадает” из процесса: отвлекается, не задаёт вопросов. Педагог может вовлечь его шуткой, изменением темпа урока или индивидуальным заданием. Онлайн-платформы фиксируют только факт выполнения/невыполнения работы. Если ученик механически кликает тесты для галочки, система этого не распознает. Однако стресс, агрессия, апатия и другие тревожные сигналы иногда проявляются в чатах, где их могут заметить сотрудники службы поддержки».
Ещё в нашей школе ученикам нравится раздел «Статистика». В нём видны промежуточные результаты: средняя оценка, темп учёбы, количество выполненных ДЗ.
Пример статистики успехов в онлайн-школе «ИнтернетУрок»
В результате дети в онлайн-школах больше защищены от несправедливости. Конфликтные ситуации из-за оценок случаются редко. В спорных ситуациях учителя на стороне ребёнка.
Безопасность
В классических школах дети подвержены риску по дороге в школу и обратно. А ещё возможны драки, травля, конфликты. Ученики онлайн-школ защищены от подобных рисков.
Михаил Волков:
«Безопасность на пути в школу касается важных аспектов:
как переходить дорогу;
по какому маршруту двигаться;
как вести себя на транспорте;
когда возвращаться домой из школы;
как избежать простуды, вирусных инфекций.
В системе онлайн-образования ученики избавлены от этих проблем. Однако остаются вопросы психологической поддержки, ответственности, социальных взаимодействий и безопасности в интернете».
Социализация
По классике, параллельно с учёбой дети проходят ещё и «школу жизни»: тренируются отстаивать свои интересы даже в недружелюбной среде, например с нелояльными ровесниками и токсичными педагогами. Однако по факту роль социализации ещё шире.
Среда для социализации в обычной школе — это 30 незнакомых людей, объединённых по географическому и возрастному признакам. Дети нередко получают психологические травмы из-за буллинга, драк, издевательств одноклассников или придирок учителей. Так действительно ли нужна настолько суровая «школа жизни»? Привыкший терпеть издевательства ребёенок вырастет во взрослого, который боится уйти от агрессивного партнёра. из токсичного коллектива на работе, терпит оскорбления, избегая конфликта.
Победивший обидчиков школьник вырастет во взрослого, который может статьбудет токсичным по отношению к коллегам. Только через десятки и сотни часов проработок с психологом некоторые понимают, что мир не такой токсичный, как был в школе. И лишь потом по-настоящему социализируются — учатся строить здоровые отношения.
Социализации в онлайн-школе меньше, но она другая. В секциях и кружках социализация выстраивается вокруг общих интересов. Такая социализация больше приближена к реальности. Можно окружить себя людьми разного возраста и вместе наслаждаться жизнью, а не бесконечно выяснять, кто сильнее и главнее.
Ученик онлайн-школы не выпадает из общения. Он может чатиться с одноклассниками, а также найти единомышленников в клубах по интересам и вне школы: в интеллектуальных, творческих и спортивных секциях, в гостях, на отдыхе, в путешествиях, волонтёрских проектах и соцсетях.
Тусовка
В классическую школу многие ходят, чтобы весело провести время: пообщаться с друзьями, попранковать учителя. Отдельное удовольствие — первый и последний звонки, утренники, совместные культпоходы, школьные концерты, танцы. Однако некоторые только ради этих бонусов и ходят в школу.
Михаил Волков:
«Ребёнок нуждается в общении со сверстниками и взрослыми вне семьи. Ученикам онлайн-школ особенно рекомендую поддерживать социальные связи. Для этого подходят групповые проекты, совместные игры, виртуальные встречи одноклассников. Такие мероприятия помогают избежать чувства одиночества и поддерживают мотивацию к учёбе».
Онлайн-школа в смысле тусовок однозначно проигрывает обычной. Все нНаши общие развлечения проходят в онлайне. Их меньше, но они тоже интересные. Предлагаем проверить это, приняв участие в нашем квизе. В него можно играть с друзьями или с семьёй. Этот ролик в записи. А в режиме реального времени с нами играли больше тысячи наших учеников из России, Казахстана, Сербии, ОАЭ, Испании, Португалии, Вьетнама, Австралии, Кипра и других стран.
Однако такие развлечения в домашних школах случаются нечасто. Поэтому именно тусовок может не хватать. Хоумскулерам важно найти друзей вне школы, иначе человек может чувствовать себя в изоляции.
Расходы на учёбу
Право детей на бесплатное обучение закреплено в пункте 5 статьи 28 Конвенции о правах ребёнка и в статье 43 Конституции РФ. Обычные школы зачисляют детей без взносов. Однако учёба в государственной школе только номинально бесплатная. Слишком много сопутствующих расходов: подарки педагогам, одинаковые тетради для контрольных, шторы, сладкие угощения на утренниках. Эти взносы необязательные, однако отказ родителей может отразиться на ребёнке. В онлайн-школах наоборот: обучение платное, зато меньше дополнительных расходов.
Право детей на бесплатное обучение закреплено в пункте 5 статьи 28 Конвенции о правах ребёнка и в статье 43 Конституции РФ. Обычные школы зачисляют детей без взносов. Однако учёба в государственной школе только номинально бесплатная. Слишком много сопутствующих расходов: подарки педагогам, одинаковые тетради для контрольных, шторы, сладкие угощения на утренниках. Эти взносы необязательные, однако отказ родителей может отразиться на ребёнке. В онлайн-школах наоборот: обучение платное, зато меньше дополнительных расходов.
Наша смета приблизительная. Расходы в традиционной школе могут быть ниже. Например, некоторые не занимаются с репетитором в надежде, что смогут как-нибудь сдать ГИА сами. А могут быть и выше, например за счёт сборов на нужды класса, приобретения дополнительных пособий.
Отдельная статья расходов — еда и перекусы. Обеды в государственных школах бесплатные только в начальных классах. Дальше каждый школьный обед в Москве обойдётся родителям примерно в 280 рублей/день, или 50 400 рублей/учебный год. Добавим к этому ещё примерно 4000 рублей/месяц, или 36 000 рублей/учебный год, на перекусы. Вместо этого можно выдавать ребёнку еду с собой, что сопоставимо с расходами на домашние обеды и перекусы в онлайн-школе.
Свобода
В классической школе ребёнка всё время вынуждают жить в жёстких рамках:
- строгое расписание;
- жёсткие дедлайны по ДЗ;
- привязка к одному месту;
- форма;
- требования к манере общения;
- требования к внешнему виду: одежде, причёске, даже цвету ногтей.
Опоздал на 15 минут — выговор. Не успел сделать одну домашку из семи, заданных на сегодня, — двойка, лентяй. Семья запланировал отпуск вне каникул — отстал, не выучил, получил двойку. Экспериментируешь со стилем — выговор. Семья хочет пожить в другой стране — не тут-то было. Нужно посещать школу строго в режиме 5/2, проверять работы дистанционно никто не будет. Такая схема напоминает муштру солдат. Никакой свободы выбора, только дисциплина и исполнительность.
В онлайн-школе этих ограничений нет. Наши ученики любят ИнтернетУрок среди прочего за максимум свобод. Никакой формы, мягкие дедлайны, учёба в удобное время, свобода самовыражения.
Как наши ученики распоряжаются свободой:
- совершают кругосветные путешествия;
- меняют страны для жизни;
- переезжают с семьёй на острова;
- часто путешествуют без привязки к школьным каникулам.
ности
Контроль
В обычных школах слишком много контроля. Учителя вызывают к доске, ставят оценки за домашнюю работу. А также «прессуют» за опоздания, нарушения дисциплины и даже внешний вид.
Елена Невская, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ:
«До 10 лет ребёнку сложнее учиться в онлайн-школе. Педагог может слабо повлиять на дисциплину и проконтролировать, чем реально занимается ученик. Некоторые младшие школьники не могут самостоятельно заниматься без помощи родителей. В этом плане обучение в традиционной школе проще, так как большую часть контроля осуществляют учителя. Но по моему опыту, если ребёнок учится в эмиграции, то российская онлайн-школа будет подходить ему лучше, чем местная классическая. Домашнее обучение будет эффективным».
В онлайн-школах контроля значительно меньше. При этом есть дедлайны по домашке. Ответственность за результат лежит на ученике. С этим качеством не рождаются, его важно воспитать. Научить планировать день на домашнем обучении могут наставники. О важности учёбы хорошо бы поговорить с ребёнком родителям. Мало просто сказать, что учёба влияет на будущее. Для иллюстрации этой идеи стоит рассказать истории из жизни, объяснить, какие будут проблемы, если не учиться, и понятные бонусы, если стараться.
Аттестат
Здесь и сравнивать нечего. При успешной сдаче ГИА выпускники нашей школы получают аттестат государственного образца — такой же, как и сверстники в обычной школе, которые промучились от звонка до звонка.
Важно! Не во всех онлайн-школах так же. Ещё до зачисления рекомендуем проверить, есть ли у школы лицензия на образовательную деятельность и аккредитация или школы-партнёры.
Образовательный результат
Качество образования в онлайн-школе не ниже, чем в обычной. Наши выпускники получают четвёрки и пятёрки по результатам сдачи ОГЭ, набирают суммарно 220+ баллов за ЕГЭ, есть медалисты и стобалльники. А ещё наши ученики становятся профессиональными спортсменами, музыкантами, актёрами, потому что ритм учёбы не мешает им развиваться и в других сферах.
Однако домашнее обучение не гарантирует «успешный успех» каждому. Если заниматься вдумчиво, то будут высокие академические результаты. Если прилагать усилия и вне школы, можно также добиться успехов в спорте и творчестве. Если же ничего не делать, зависать в соцсетях и искать, у кого бы списать домашку, результата не будет.
Какая школа лучше
Пора выбирать победителя нашего батла.
По большинству параметров домашнее обучение победило. Однако онлайн-школы всё-таки не для всех. Не каждый успевает ому хватает силы воли гулять, заниматься нейрогимнастикой, спортом. А без этого ребёнку будет не хватать движения. Не все дети способны к самоконтролю. Хотя для многих такой формат работает как стимул. После перехода на семейное обучение ученики проявляют дисциплину и успевают больше, чем в обычных школах.
Почему я больше никогда не вернусь в обычную школу
Ирина Воронцова:
«Если для ребёнка важны экономия времени и объективность оценок, то предпочтительнее онлайн-формат. Однако детям, которым необходимо личное внимание и внешний контроль, лучше подойдёт традиционная школа».
Предлагаем проверить, насколько наша школа подходит вам и вашему ребёнку. Если оставите контакты в форме ниже, бесплатно откроем для вас пробный доступ на неделю с полным функционалом.