Как способности мозга влияют на школьника

В современной пьесе «Бог ездит на велосипеде» есть прекрасный диалог:
«Мать: У него обычные кошмары! Такой возраст! Такой вот возраст!
Кирилл: Какой — “такой”?! У меня же не проказа — мне просто 14 лет!»
Этот диалог иллюстрирует, как взрослые навешивают на детей ярлыки. Мамы и папы объясняют проблемы в школе и необдуманные поступки тем, что «это просто такой возраст». Но какой? В статье буквально заглядываем в головы школьников и объясняем, что руководит их действиями с точки зрения нейробиологии. А также подсказываем, какие возможности мозга можно использовать в воспитании и обучении детей.
Как развивается мозг
На действия школьника влияют особенности головного мозга. Этот орган состоит из двух полушарий размером со сжатые кулаки. У каждого отдела мозга свои функции. Например, мозжечок отвечает за двигательные навыки, координацию, равновесие, мышечный тонус. Миндалевидное тело контролирует некоторые физиологические реакции и эмоции. Лобные доли отвечают, среди прочего, за саморегуляцию. Взаимосвязи между этими отделами позволяют координировать действия, принимать рациональные решения.
Структуры мозга развиваются в течение первых 25 лет жизни, причём неравномерно. В подростковый период мозг переходит в интенсивную стадию развития: отделы мозга начинают быстро достраиваться. Складывается такая картина: один отдел мозга уже окончательно сформировался, другой запаздывает. Соответственно, не все функции работают так, как у взрослых. При этом взаимосвязи между отделами мозга слабые. Информация между разными структурами идёт медленно или передаётся неточно.
Лобные доли достраиваются до взрослого состояния последними. А они как раз и отвечают за логику, критическое мышление, когнитивные функции, планирование и многое другое. Зато рано формируется миндалевидное тело — отдел, который отвечает за эмоциональные реакции по системе «бей или беги».
Марина Сорокун, логопед и нейродефектолог:
«Подростковый возраст — это период, когда мозг особенно активно перестраивается благодаря высокой нейропластичности. Основные изменения связаны с формированием лобных долей, которые отвечают за планирование, самоорганизацию и контроль. А также за когнитивные и эмоциональные функции. Часто можно услышать от специалистов, что “лоб ещё не созрел”. Именно в этот период важно закладывать полезные привычки и навыки».
Что происходит с подростком
Неравномерное развитие структур мозга и слабые взаимосвязи между ними осложняются гормональной перестройкой. В подростковом возрасте уровень некоторых гормонов и нейромедиаторов зашкаливает. Это тоже сказывается на поведении, саморегуляции, эмоциях, самоощущении и многом другом. Учёные неплохо изучили мозговую деятельность подростков и взрослых. Теперь мозг человека скрывает всё меньше тайн и секретов.
Мозг школьника работает не так, как у взрослых. Не стоит сравнивать ребёнка с собой и требовать от него такой же осознанности, целеполагания, уровня планирования, дальновидности и прочего.
Но есть и хорошие новости. Начиная с 10 лет мозг ребёнка нейропластичен, то есть меняется. Пожалуй, это одна из важнейших способностей мозга — на протяжении всей жизни образуются новые нейронные связи, которые отвечают за наши знания и умения.
Даже в старости можно научиться новому. Но в подростковом возрасте всё происходит быстрее. Взяв в руки новый гаджет, человек, которому сейчас 50+, будет читать инструкцию, потом последовательно изучать разные функции. Школьник без инструкции может освоить новую вещь или функцию. Он быстрее воспринимает, усваивает и принимает информацию. То же самое с изучением языков, творчеством, спортом, эмоциональной вовлечённостью.
Марина Сорокун:
«Работая с подростками, у которых трудности с письмом или чтением, я наблюдаю, как нейропластичность помогает преодолевать сложности. Выполняя регулярные и целенаправленные задания, мозг быстро адаптируется к новым задачам. Для развития межполушарных связей я использую когнитивные игры и упражнения (нейробику), применяю методики, которые включают в себя работу с двумя руками, рисование обеими руками (межполушарное рисование). Эти методы не только помогают улучшить моторные навыки, но и полезны для усвоения учебного материала».
Как особенности мозга влияют на поведение школьника
С теорией разобрались, переходим к ситуациям из жизни.
«Опаздывает в школу»
Типичный подросток становится совой: поздно ложится, а утром его невозможно разбудить. В выходные может вылезти из постели ближе к вечеру. Проблема в том, что наш мир «заточен» под биоритм жаворонков: вставай в 6 утра и бодро беги по делам — в 8 часов уже начинаются уроки. Часто родители будят детей, чтобы те не проспали на учёбу. Утренний подъём превращается в борьбу. Какой там смузи и «магия утра»? Не переругаться бы с родными из-за недосыпа.
Биология высказывается в пользу подростков. Как уверяют сомнологи, растущему организму нужно порядка 10 часов, чтобы выспаться. Однако гормон сна мелатонин у подростков вырабатывается позже, чем у взрослых или у младших школьников. Американская академия педиатрии даже предлагала перенести начало занятий в школах на более позднее время, чтобы дети высыпались.
Подростки не вредничают, не упрямятся, не саботируют школу и режим жизни. Они просто не могут рано ложиться спать и рано вставать. Если есть возможность изменить режим дня и сдвинуть утренние дела на более позднее время, то лучше это сделать.

Чем помочь
-
Приучить убирать телефон, планшет, выключать компьютер, телевизор за час до сна. Голубой свет блокирует выработку мелатонина, а у подростков и так с этим проблемы.
-
Предложить отказаться от употребления вечером кофеиносодержащих напитков: чая, энергетиков, кофе.
-
Научить соблюдать режим дня: в одно и то же время ложиться и вставать, не отсыпаться в выходные.
-
Возможно, самое мудрое решение — сменить образ жизни. Например, дети, которые учатся в онлайн-школах, могут следовать естественному биоритму.
Если ваш ребёнок страдает от ранних пробуждений, то гуманнее перевести его в онлайн-школу. Но не в любую.
Совам вряд ли подойдёт синхронное обучение, с видеозвонками в фиксированное время. Так поспать удастся всего лишний час, который ушёл бы на сборы в школу и на дорогу. Намного больше свободы даёт асинхронное обучение — видеоуроки, которые можно проходить в любое удобное время до конца четверти. И при этом получить такой же аттестат государственного образца, как в обычной школе.
«Не может сосредоточиться»
Дело в ингибиции — способности останавливать действие. Например, услышав своё имя, мы уже готовы повернуться на зов, но осознаём, что обращаются не к нам, и замедляемся. Ингибиция позволяет нам прилично вести себя в обществе, сдерживать импульсивные реакции. С её помощью мы можем сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на внешние раздражители. Например, читать книгу, когда рядом кто-то разговаривает.
За ингибиторный контроль отвечает вентральная часть латеральной префронтальной коры. У детей до 12 лет эта зона мозга недостаточно развита, но они умеют останавливать свои действия. В этом им помогают другие отделы мозга, которые компенсируют недостаточную работу вентральной части латеральной префронтальной коры.
После 12 лет мозг начинает работать «по-взрослому». Но способность тормозить импульсивные реакции ещё не работает на 100 %, поскольку старый метод работы мозга уже отмирает, а новый только формируется. Это выражается в том, что подростки физически не могут не отвлекаться.
Способность тормозить реакции окончательно формируется только к 22 годам. Ждать от подростка «взрослого» поведения в сложной ситуации почти бесполезно.
Если во время урока одноклассники шумят, то ребёнку сложно сфокусироваться на учителе — он автоматически будет прислушиваться к сверстникам. Не потому, что урок неинтересный. Школьнику сложно тормозить автоматическую реакцию: тянет повернуться на шум и прислушаться. Намного проще сосредоточиться в формате онлайн-занятий. Ребёнок сам выбирает, когда удобнее учиться, и не отвлекается на одноклассников.
Чем помочь
Исключить отвлекающие факторы во время учёбы. Например, ввести правило: во время уроков никакого телефона, телевизора и прочего. Подросток живёт в мультизадачном мире, но на биологическом уровне не до конца способен делать несколько дел одновременно. Во время важных дел полезно отключить мультизадачность.
«Занимается ерундой вместо уроков»
Боль многих родителей — домашние задания, которые дети игнорируют. Подростки часто любят заниматься чем угодно, только не учёбой: играть, чатиться с друзьями, заниматься хобби, даже смотреть в стену.
Проблема снова во взаимосвязях разных отделов мозга. Чтобы сделать выбор, нужно задействовать среднюю часть лобной коры. Она прочно связана с ядрами мозга, которые отвечают за эмоции. А у подростков связи между отделами головного мозга развиты не очень хорошо.
В итоге школьникам сложно быть рациональными. Если спросить ребёнка, что он хочет: 500 рублей прямо сейчас или 800 рублей через 3 дня, — вероятнее всего, он выберет первый вариант. Потому что школьнику важно получить вознаграждение и положительные эмоции немедленно.
С уроками такая же ситуация. Если стоит выбор: делать уроки или весело провести время, — подростки выбирают второе. Будущая двойка или пятёрка — туманная перспектива, а компьютерная игра гарантирует осязаемое удовольствие прямо сейчас. Многим школьникам близок гедонистический подход к жизни: первым делом удовольствия, а учёба, может, как-нибудь потом. Причина в том, что у подростка медленно формируется умение чувствовать преимущество долгосрочной перспективы. Ему ещё сложно отказываться от сиюминутных радостей в угоду отдалённым преимуществам.
Проблемы с выбором касаются не только учёбы, но и жизни. Например, нужно помочь бабушке, а друзья в это же время зовут на день рождения. Начинается борьба долга и желания повеселиться.
Эвелин Кроне, нейробиолог:
«Во многих принимаемых нами решениях важную роль играют чувства. Чувства у всех разные, так как основаны на личном опыте. Именно они дают нам возможность обдумывать кратковременные и долговременные результаты. В подростковом периоде в этом плане происходят значительные изменения. Умение прочувствовать преимущества долгосрочной перспективы развиваются гораздо позднее».
То есть с какой стороны ни посмотри, подростку сложно сделать рациональный выбор. Скорее всего, он выберет удовольствия.
Чем помочь
-
Перестать амортизировать собой последствия выбора подростка. Пусть он почувствует на себе, что такое ошибка. Это тоже ценный опыт.
-
Помочь выработать полезные привычки, например, садиться за уроки в определённое время. Тогда соблазн залипнуть в телефоне будет ниже.
-
Развивать опыт ребёнка в плане эмоций и чувств, чтобы ему было проще делать выбор.
-
Предлагать мотивацию, которая обещает что-то положительное прямо сейчас, а не когда-то потом.
Нудные лекции на тему перспектив бесполезны. Они утомляют и даже раздражают подростков. Стоит продумать разные типы мотивации. Это необязательно должно быть материальное вознаграждение.
Эвелин Кроне:
«По сравнению со взрослыми у подростков меньшая активность мозга в ответ на отрицательную обратную связь. Зато большая активность при получении положительного фидбэка. По всей видимости, мозг подростков ориентирован на поощрение и одобрение».
Получается, что подростка проще мотивировать похвалой, чем руганью. Например, ребёнок получил двойку. Можно сказать: «Ты лентяй, поэтому останешься на второй год». Это обидно и непродуктивно. Лучше подбодрить: «Ты обязательно справишься с этим материалом. Я уверена, что на следующей контрольной будет хорошая оценка. Стоит только подучить материал».
Эту специфику подросткового мозга стоит использовать на благо ребёнка. Близкие приятные перспективы помогают проложить дорогу из мелких задач к большой цели, например к поступлению в вуз. Так можно не только укрепить внутреннюю мотивацию, но и научить планировать.
Головной мозг умеет запоминать эмоции. Потом мы их используем, чтобы быстро сделать выбор. Обычно люди списывают это на интуицию. На самом деле это сиюминутная работа мозга, который анализирует эмоции. Важно создать возможности для получения эмоционального опыта в безопасной среде. Рекомендуем не отрицать эмоции школьника и не ругать его за их проявления. Пусть он плачет, смеётся, грустит, завидует, радуется — познаёт весь спектр.
«Многое забывает»
Зачастую у школьников есть универсальное объяснение: «Я забыл». Его используют в качестве оправдания в самых разных ситуациях: не вымыта посуда, не сделана домашка, не выгуляна собака. Взрослые недоумевают: как можно забывать всё подряд?
Корень проблемы забывчивости кроется в оперативной памяти. Отделы мозга, которые за эту память отвечают, располагаются в лобных долях. Поскольку развитие мозга идёт сзади, функции, располагающиеся в лобных долях, запаздывают. К тому же функции памяти распределены между несколькими отделами лобных долей. Чтобы успешно управлять информацией, нужно, чтобы взаимосвязи между сегментами мозга были крепкими. У подростков с этим проблемы — взаимосвязи ещё формируются.
Особенности оперативной памяти у подростков:
-
Могут удерживать в голове информацию так же долго, как и взрослые. Например, вам говорят 4 слова. Их нужно повторить через 5 секунд и через 15. Младшие школьники через 15 секунд уже не могут повторить все слова. У подростков начиная с 12 лет такой проблемы уже не возникает.
-
Запоминают меньше данных, чем взрослые. Например, мама может запомнить список покупок из 10 пунктов, а сын-подросток — только из 5.
-
Не могут легко управлять информацией, которую запомнили. Например, чтобы составить расписание на день, нужно помнить, какие у вас кружки, уроки, встречи, во сколько они начинаются, и составить график исходя из времени событий.

Чем помочь
-
Научить планировать день. И ненавязчиво контролировать реализацию планов. При этом важно поймать баланс и не досаждать подростку.
-
Приучить записывать планы: составлять списки дел, покупок, распорядок дня. Для этого можно использовать заметки в телефоне, программы планирования или ежедневник.
-
Развивать память. В этом помогают ментальные карты, ассоциации, движение.
Без помощи родителя подростку не обойтись. Именно мама и папа учат ребёнка планированию и дисциплине. Это позволит избежать хотя бы таких проблем, как несвоевременное выполнение домашних заданий, опоздания, забывчивость.
На запоминание академических знаний существенно влияют школа и методы преподавания. В обычных школах от ученика часто требуют зазубрить тему — то есть запомнить без осмысления. Затем процитировать достаточно близко к тексту учебник у доски — и готово. Но при таком подходе смешно ожидать от школьника, что на ОГЭ или ЕГЭ он вспомнит правильный ответ. Механически заученная информация забывается сразу после получения оценки на уроке.
Зато при других методах преподавания школьник может запомнить даже сложную тему. Для этого важно, чтобы он её по-настоящему понял. Именно по такому методу мы обучаем учеников нашей онлайн-школы: помогаем осмыслить и надолго запомнить новый материал.
И любопытный факт напоследок. Подростковый возраст не завершается с окончанием школы. Всемирная организация здравоохранения относит к подросткам детей от 10 до 19 лет. А по итогам исследования для журнала Lancet Child & Adolescent Health британские учёные предложили повысить верхнюю границу до 24 лет. Возможно, 24 года — это перебор. Однако особенности развития мозга из статьи точно пригодятся ещё и при выборе колледжа и вуза.