Когда детям можно использовать телефон, планшет и другие гаджеты
 
                Детский цифровой возраст снижается. Исследование Mediascope в марте 2025 года показало, что 90 % детей в РФ пользуются интернетом с 4 лет. Уже в этом возрасте у каждого третьего есть личный смартфон.

В статье вместе с психологами и педагогами обсуждаем, как раннее знакомство с гаджетами влияет на детей и можно ли использовать телефон во благо ребёнку.
Гаджеты — абсолютное зло?
В 2025 году Европейское региональное бюро ВОЗ опубликовало исследование, в котором рассказало о влиянии девайсов на психическое здоровье школьников. Среди полезных аспектов отмечены высокий уровень поддержки со стороны сверстников, укрепление социальных связей. Из минусов — развитие зависимости.

Ранее Всемирная организация здравоохранения уже выступала с предупреждением о вреде гаджетов для физического здоровья: бесконтрольное использование смартфонов и планшетов ведёт к снижению физической активности. А сидячий образ жизни ухудшает концентрацию, зрение, нарушает режим сна. 
При этом чем хуже человек спит, тем сильнее ему вредят гаджеты. Это доказали датские учёные из Копенгагенского университета. В исследовании под руководством Дэвида Хорнера приняли участие более 1000 детей и подростков в возрасте 10–18 лет. Учёные фиксировали их экранные привычки, режим сна, уровень артериального давления, холестерина, липопротеинов, триглицеридов, глюкозы, даже объём талии.
Эксперимент показал: чем больше времени школьники проводят за гаджетами, тем выше вероятность высокого давления, повышенного холестерина, инсулинорезистентности. Худшие показатели здоровья оказались у детей, которые злоупотребляли гаджетами и не соблюдали режим здорового сна. Результаты исследования опубликовало научное издание Journal of the American Heart Association в августе 2025 года.
Однако не всё так плохо. Влияние цифровых устройств двойственно. Гаджеты — это одновременно источник рисков и окно в мир знаний. Понимание того, как технологии воздействуют на детей, может помочь сделать смартфон полезным другом школьника.
 
Как использование телефона влияет на развитие мозга ребёнка?
Детский мозг активно развивается, формируются нейронные связи, которые определяют будущие когнитивные способности. Это требует разнообразного сенсорного опыта, живого общения, творческих игр. Смартфон не может обеспечить всё это. Пассивное использование гаджета не заменяет полноценного развития. Однако это не значит, что ответ на вопрос «можно ли детям телефон?» — однозначное «нет». Способом использовать цифровые устройства для развития с нами поделилась преподаватель вуза.
Кира Куликова, старший преподаватель кафедры английского языка и профессиональной коммуникации Финансового университета при Правительстве Российской Федерации:
«Приложения для телефонов, планшетов могут быть полезны, чтобы усвоить и закрепить школьную программу. Выучить английские слова можно с помощью бесплатных приложений, таких как Duolingo, ReWord. Они в игровой форме вовлекают детей в учебную деятельность, а школьников постарше радуют результатами при минимальном потраченном времени. Это лишь несколько примеров. Есть приложения по всем предметам школьной программы».
Польза гаджетов не ограничивается тем, чтобы подтянуть школьные предметы. Образовательные передачи, развивающие игры, книги, фильмы расширяют кругозор, эрудицию, пробуждают критическое мышление, повышают интерес к учёбе. Главное — выбирать контент, который соответствует возрасту, и ограничивать время за экраном.
 
                        Как хаотичный просмотр контента влияет на психику?
Непрерывный просмотр коротких роликов, рекламы, «клиповое мышление» снижают концентрацию, мешают усвоению информации. Бесконтрольное потребление видеоконтента подвергает психику серьёзной нагрузке.
Последствия хаотичного просмотра контента для психики:
- раздражительность;
- повышенная тревожность;
- эмоциональная нестабильность;
- снижение эмпатии;
- нарушения сна;
- искажённое восприятие реальности.
Детям и подросткам сложно контролировать своё экранное время. Важно, чтобы с этим мягко помогали взрослые. Полезно изучить рейтинги игр и приложений, отзывы других родителей. Рекомендуем обсуждать контент с ребёнком.

Как экраны влияют на зрение?
Негативное влияние гаджетов на глаза — ещё одна причина, по которой не следует часами напролёт смотреть развлекательные ролики или играть. Синий свет экранов, постоянная фокусировка на близком расстоянии вредят зрению школьника.
Последствия чрезмерного использования телефона для физического здоровья:
- перенапряжение глаз (сухость, покраснение);
- прогрессирование близорукости (миопии);
- головные боли

С какого возраста ребёнку можно использовать телефон?
Когда купить первый телефон и сколько времени проводить за экраном, обсуждаем вместе с экспертами.
Ксения Мосунова, основатель Института фундаментальной и прикладной психологии:
«Обоснованный возраст появления у ребёнка собственного телефона — когда родители перестают сопровождать его в школу или на кружки и он начинает самостоятельно перемещаться. Как правило, у таких детей уже сформирован навык самоконтроля, ответственности, критического мышления, чтобы понимать риски цифрового мира, стоимость смартфона, важность соблюдения договорённостей.
Одни дети становятся достаточно самостоятельными в 7–8 лет, а другие и в 12 лет всё ещё нуждаются в особом контроле со стороны взрослых. Но точно рано дарить телефон, когда малыш ещё даже не ходит в школу, потому что в это время он может его использовать только для развлечений. Задача родителей — научить ребёнка развлекаться без гаджетов. Важно обеспечить детям полноценную жизнь в реальном мире, чтобы они общались с друзьями, занимались спортом, танцами, живописью и другими интересными занятиями вне виртуальной реальности».
При выборе времени за экраном гаджета можно опираться на исследование ВОЗ 2024 года.

Однако в 2025 году многие врачи и психологи считают, что для детей младше 12 лет стоит вводить более строгие ограничения.
Мария Азорская, клинический психолог, нейропсихолог, преподаватель, руководитель студии нейроразвития:
«Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) рекомендует пользоваться гаджетами для учёбы с 1–2-го класса. Суммарное время за компьютером и планшетом для ребёнка — 80 минут в день. Свежие исследования сходятся в новых нормах:
- малышам до 5 лет лучше исключить использование девайсов или же сократить его до 15 минут в день;
- детям от 5 до 7 лет рекомендую использовать гаджеты не дольше 30 минут в день;
- первокласснику (6–8 лет) можно подарить кнопочный телефон;
- через пару-тройку лет или даже раньше, если ребёнок будет готов, можно рассмотреть и сенсорный смартфон».
Рекомендуем не торопиться покупать школьнику дорогое устройство. Лучше начать с простого функционального телефона.
 
                    Как правильно пользоваться гаджетами?
Осознанный подход — наше всё. Как сделать из смартфона помощника, рассказывает руководитель образовательной онлайн-платформы, франшизы и сети образовательных центров Елена Иванова:
- «Постепенная интеграция. Не рекомендуем использовать гаджет как “цифровую няню” с раннего детства. Полезно знакомить со смартфонами, планшетами, ноутбуком, компьютером постепенно, под контролем взрослых. Обязательно обсуждать контент.
- Правила для всей семьи. Советуем договориться о “зонах, свободных от гаджетов”: обеденный стол, семейные прогулки, время перед сном. Когда правила общие для всех, ребёнок воспринимает их не как ущемление своих прав, а как естественную норму жизни.
- Качественный контент. Прививайте вкус к хорошему кино, познавательным программам, документальным фильмам. Баланс может быть таким: 60 % контента — развивающий, образовательный, а остальные 40 % — развлекательный, но тоже отобранный вами.
- Осознанный подход к играм. Не стоит запрещать играть вообще — нужно направлять интерес в полезное русло. Особенно полезны игры, которые требуют решения логических задач, стратегического мышления.
- Создание гармоничной среды для развития. Если у ребёнка нет других интересов, ему не с кем гулять, нечем заняться, то он пойдёт в виртуальный мир. Обязанность взрослых — предложить альтернативу, которая будет интереснее: физические активности, социализация, хобби».
Проще контролировать школьника, пока он рядом. На семейном образовании любой взрослый и даже старший брат или сестра могут зайти в комнату хоумскулера и проверить, чем он занят. К тому же выше вероятность того, что в случае подозрительных контактов или контента ребёнок решит посоветоваться с родными, а не с одноклассниками.
В классических школах в экран ученика на переменах и по пути из школы раньше было не заглянуть. Но сейчас уже доступны бесплатные решения.
Бесплатные приложения для ограничения экранного времени ребёнка:
- родительский контроль Apple для обладателей «яблочных» гаджетов;
- Google Family Link для владельцев Android-устройств;
- Microsoft Family Safety для пользователей экосистемы Microsoft.
Тотальный запрет не возымеет должного эффекта, а только создаст конфликт между родителем и чадом. Важно прививать цифровую гигиену с детских лет, рассказывать, с чем связаны ограничения.
Ирина Воронцова, старший методист Домашней школы «ИнтернетУрок», кандидат педагогических наук:
«С одной стороны, аргументы в пользу ограничения использования телефонов убедительны. Школа — это пространство для обучения и живого общения. Смартфон мешает ученикам концентрироваться на объяснении учителя, снижает эффективность усвоения материала и даже срывает учебный процесс.
С другой стороны, тотальный запрет представляется мне избыточным и несовременным подходом. Смартфон — это не только развлечение, но и мощный инструмент для обучения. Важно научить детей не отказываться от гаджетов, а использовать их осознанно и продуктивно.
Кроме того, телефон — это элемент безопасности ребёнка. Возможность связаться с родителями после уроков, особенно в случае изменения расписания или непредвиденных обстоятельств, даёт чувство защищённости как детям, так и их семьям.
Я выступаю не за тотальный запрет, а за разумное и регламентированное использование телефона в школе».
Эти простые правила помогут избежать цифровой зависимости и научат детей адекватному отношению к любимым девайсам — без криков, обид и слёз.
А если зависимость уже есть?
Симптомы зависимости от гаджетов одинаковы для взрослых и для детей.

Без паники! Главное — вовремя среагировать. Рекомендации, как справиться с зависимостью от гаджетов, разложили по полочкам в этой статье.
Чек-лист осознанного родителя: готов ли ребёнок к телефону?
До покупки школьнику первого смартфона предлагаем пройти тест. Чем больше утвердительных ответов, тем выше вероятность того, что ребёнок готов к ответственному использованию девайса.

Стоит также оценить уровень самоконтроля и выполнения договоренностей.
 Важно проверить понимание основ безопасности.
Важно проверить понимание основ безопасности. 

Перед покупкой смартфона рекомендуем оценить социальные навыки ребёнка.

Стоит проверить и то, насколько школьник соблюдает договорённости.

И последний блок не о ребёнке, а о родителях. Полезно оценить собственные силы: готовы ли вы следить

Этот чек-лист — не строгий тест, а инструмент для размышления. Он поможет понять, в каком направлении двигаться, чтобы первое знакомство с технологиями было безопасным и полезным.
Принимая решение о том, пора ли покупать телефон, следует учитывать не только возраст ребёнка, но и степень его психологической готовности к использованию гаджетов. Не менее важна и готовность родителей уделять внимание цифровому воспитанию. Правильное использование девайсов — баланс, где польза технологий не перекрывается их вредом.
Лучше избегать этой практики. Иногда это кажется единственным спасением, но именно так формируется опасная привычка. Вместо этого можно носить с собой «антискучный» набор: маленькую раскраску, карандаши, книжку, пару небольших игрушек.
Это классический конфликт поколений. Не стоит ссориться со старшими родственниками. Экологичнее объяснить им, почему вы ввели такие правила. Рекомендуем установить на устройство несколько разрешённых вами развивающих игр или мультфильмов и попросить использовать только их.
Это признак того, что он пока не воспринимает девайс как ценность. Как вариант, можно назначить конкретное место, где телефон «живёт», когда не используется. Если ребёнок не вернул гаджет на место, на следующий день время пользования сокращается — это учит ответственности.
Обязательно! Синий свет экрана подавляет выработку мелатонина — гормона сна. Это приводит к трудностям с засыпанием, беспокойному сну. За 1–1,5 часа до сна рекомендуем поставить все устройства на зарядку за пределами детской спальни. Вместо телефона перед сном — чтение книги или спокойный разговор.
Главное — не устраивать скандал и не отбирать гаджет: это только подтолкнёт ребёнка к тому, чтобы лучше скрывать свои действия. Полезнее спокойно признать факт. Можно сказать: «Я вижу, что ты смотришь этот блог. Давай обсудим, что тебя в нём привлекает?»
Важно объяснить причину запрета. Не «это плохо», а «я переживаю, потому что этот блогер использует плохие слова» или «эта игра очень агрессивна и может тебя расстроить». Также следует порекомендовать альтернативу: «Давай покажу канал другого блогера, который рассказывает то же самое, но более интересно и вежливо».
Не стоит поддаваться на давление. Можно спокойно объяснить, что семейные финансы не безграничны и есть более важные траты (на питание, отпуск, кружки). Если ребёнок настаивает, можно предложить ему накопить часть суммы самостоятельно, например посредством подарков на день рождения. В случае с подростком хороший вариант — порекомендовать безопасные способы заработка. Это научит его ценить вещи.
Лучше не превращать это в систему, иначе телефон становится сверхценным объектом, а его лишение — трагедией. Это только усиливает зависимость.
Важна формулировка: не «за плохое поведение будешь сидеть без планшета», а «у нас в семье есть правило: сначала дела (уроки, уборка), потом развлечения». Так вы учите планированию, а не манипулируете запретами.
 
                       
                       
                       
                      




 
                        


 
             
       
          