Назад
views 144
calendar 02 июня 2025

У ребёнка нет друзей. Что делать?

У ребёнка нет друзей. Что делать?
Фото: Kittyfly, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Причины изоляции и способы найти друзей

«А Вася выйдет?» — эту фразу, пожалуй, помнят даже зумеры. Сколько выпито газировок, расшиблено коленок, списано контрольных и съедено бабушкиных пирожков вместе с лучшими друзьями! С ними часто связаны самые смешные и запоминающиеся моменты детства. 

Если у школьника нет друзей ни в классе, ни в секции, ни во дворе, ни на даче, ни в соцсетях, стоит выяснить причину. Подсказываем, почему с детьми не дружат и как помочь ребёнку обрести «родственную душу». 

Валерий Гут, кандидат психологических наук, основатель Института Адаптивного Интеллекта:

«Часто дружбой называют общение, которое выходит за рамки нейтрального “привет — пока”. Однако поверхностная связь людей, основанная на комфорте и привычке, — это всего-то приятельство. Настоящая дружба — это добровольный союз, в котором люди способны переживать вместе радость и горе и остаются рядом, даже если друг меняется. И это редкость, поскольку требует не количества, а глубины. 

Дружбу характеризуют усилие и выбор, которые требуют внутренней зрелости. Как писал психолог и сооснователь современной российской социологической школы Игорь Кон, дружба — это модель отношений, через которую человек учится понимать другого и себя. И в этом смысле дружба ещё и форма развития. Отношения со сверстниками — первый опыт взаимодействия, в котором рождаются доверие, взаимовыручка и чувство “я не один”. Именно в школьные годы по собственному выбору, поэтому эти отношения так ценны».

У ребёнка нет друзей. Что это значит, объясняет кандидат психологических наук Валерий Гут.

В каком возрасте дети заводят первых друзей

Дети появляются на свет с «социальным мозгом». За время эволюции люди поняли, что союзники помогают выжить. С ними легче охотиться на большую добычу, стеречь хижину и защищаться от врагов. Во всяком случае так пишет антрополог Сара Блаффер в книге «Матери и другие: эволюционные истоки взаимопонимания». 

Заметить другого ребёнка может даже младенец, уверены нейропсихологи

 

Младенцы могут замечать друг друга, иллюстрация нейросети Recraft

Чем чаще и раньше ребёнок начнёт пробовать дружить, тем выше вероятность, что он не станет «изгоем» в школе. К таким выводам приходят нейропсихологи — в частности, Дэвид Рубин и Тамара Рахал в статье «Лучше всего запоминаются вещи, полученные в раннем взрослом возрасте». 

Детская дружба развивает социальные навыки: 

  • слышать других;
  • общаться по принятым в обществе правилам; 
  • брать на себя ответственность. 

Связь между уровнем развития этих умений и способностью заводить приятельские отношения подтверждает профессор психологии и образования в колледже Маунт-Сент-Мэри Пол Шварц. В рубрике «Колонки доктора Пола Шварца о поведении детей» на платформе Hudson Valley Parent он заявил: чем слабее развит эмоциональный интеллект, тем меньше друзей у ребёнка

Валерий Гут: 

«Наличие хотя бы одного близкого друга в детстве существенно снижает риск того, что человек будет страдать от одиночества и депрессии в будущем. К таким выводам пришли доценты кафедры психологии и общественных связей Синтия Эрдлив, Дуглас и Маргарет Нэнгл в исследовании “Детская дружба: тренировка для взрослых отношений”. Именно поэтому важно не игнорировать первые сигналы отверженности, а вовремя включаться — деликатно, уважительно, с верой в то, что ребёнок сможет преодолеть этот барьер».

В раннем возрасте дружба развивается в примитивном формате. Способности для общения с сверстниками у малышей подробно анализирует профессор философии Гвен Дьюар в работе «Дружба у детей: научно обоснованное руководство по отношениям со сверстниками».

Детская дружба, намерения в разном возрасте

Какие этапы у детской дружбы

В разном возрасте дети по-разному выбирают друзей, сохраняют и прекращают отношения. Психолог-педагог Роберт Селман предложил теорию, включающую пять этапов. Она изложена в книге Лалли Марты и Валентайн-Френч Сюзанны «Развитие жизненного цикла: психологическая перспектива». 

Пять этапов детской дружбы по Роберту Селману

Почему с ребёнком не хотят дружить

Чаще всего с человеком не хотят дружить из-за двух крайностей: 

  • Агрессия. Мало кому нравится, когда ребёнок толкается, кричит и обзывается. 

  • Застенчивость. С «тихонями», которые отмалчиваются и грустят, тоже тяжело. 

Эти причины сформулировали Шелли Хаймел, Кеннет Рубин и Линда Роуден в далёком 1990 году в авторитетном исследовании «Взаимоотношения детей со сверстниками: лонгитюдное прогнозирование проблем интернализации и экстернализации от среднего до позднего детства». Сегодня причин стало ещё больше. 

Валерий Гут:

«Заводить друзей сложно детям, не прошедшим опыт ранней социализации. Без множественных попыток договариваться, уступать, проявлять инициативу ребёнок как будто лишается языка общения. У школьника может быть богатая фантазия, развитый интеллект, добрые намерения. Однако без навыка тонкой настройки на другого человека он становится непонятным обществу. Такого ребёнка часто избегают, даже не из злобы, а из бессознательного стремления к предсказуемости».

Его «слишком много»

Некоторые дети общаются слишком навязчиво или свысока, поэтому сверстники стараются «спрятаться» от них или объявляют им бойкот. 

Нарушает личные границы

Если ребёнок постоянно навязывается, пытается взять чужую вещь или обняться без спроса — остальные начинают его избегать. В таком случае стоит научить его уважать чужое пространство и спокойно реагировать на слово «нет». 

Пытается перетянуть внимание на себя

Когда школьнику дома слишком балуют и во всём уступают, человекон может ожидать того же от сверстников. Но посторонние не обязаны терпеть хныканье — как следствие, капризули и плаксы часто остаются в стороне. 

Рекомендуем научить ребёнка адекватно реагировать на критику и поработать над самооценкой. А если гиперактивность проявляется в разных ситуациях и компаниях, стоит проверить, нет ли у ребёнка СДВГ.

Оказался в «чужой команде»

Бывает и наоборот. Ребёнок ведёт себя нормально, проявляет интерес к сверстникам, слушает, шутит, но его всё равно не принимают. 

Отличается по статусу

Если школьник сильно выделяется по одежде или гаджетам, его могут избегать. До 15 лет формируется чувство социальной иерархии. Дети могут сторониться того, кто, в их представлении, «не дотягивает» до среднего уровня класса: недостаточно богат или кажется аутсайдером. И наоборот, ребёнка могут игнорировать из зависти к его уровню жизни. 

articlePreviewImage
Дорогие подарки: покупать ребёнку или нет
Подсказки для разного возраста
 

В обычной школе сгладить социальное неравенство иногда пробуют учителя. Хорошо, если им удастся сместить фокус на нематериальные, но интересные вещи: книги, знания и таланты. Но это очень сложно. Редко кто за это берётся, и мало у кого получается. 

Ученикам онлайн-школ проще. Они сами формируют свой круг общения. Могут выбрать социально равных или таких, кто не обращает внимание на стоимость вещей и доходы родителей.  

articlePreviewImage
Онлайн-школа: плюсы и минусы обучения
Открываем неочевидные преимущества и недостатки обучения ребёнка в онлайн-школе
 

Мыслит иначе

Часто изгоями становятся «белые вороны» — те, кто отличается по образу мышления и ценностям. Неординарные, творческие, задумчивые дети не вписываются в стандартные школьные группы с чёткой иерархией. Им трудно найти своё место. 

Особенно тяжело в очных школах тем, кто не хочет примыкать ни к лидерам коллектива, ни к их «свите». В таком случае особенно важно помочь ребёнку найти друзей вне учёбы. Иначе он может увериться в мысли, что с ним что-то не так. 

Ошибся компанией

Иногда проблема в окружении. В группе детского сада, классе государственной школы или во дворе может сложиться нездоровая атмосфера. Тогда дети объединяются в микрогруппы: высмеивают других, подражают агрессивному лидеру, делят всех на «своих» и «чужих». 

В токсичной среде новеньким, тихим или просто «другим» детям приходится трудно: их могут игнорировать, провоцировать или открыто обижать. Как уберечь ребёнка от травли, мы объяснили вместе с психологами в подробной инструкции. 

articlePreviewImage
Буллинг в школе: как реагировать родителям
Спасительные и опасные сценарии при травле в школе.
 

Случайно «помогли» взрослые

У ребёнка может не быть друзей из-за действий педагогов и родных. Чаще всего взрослые ошибаются неосознанно, но в итоге страдает школьник. 

Навесили ярлык

Бывает, ребёнка случайно наделяют репутацией изгоя учителя или родители фразами в духе «он у нас трудный» или «никто с тобой не дружит». Токсичные одноклассники могут использовать такие высказывания против школьника, а сам он начинает чувствовать себя ненужным. Тут придётся менять или школу, или отношение группы. И в любом случае — повышать самооценку. 

articlePreviewImage
Сомнения в себе: как повысить самооценку
Шпаргалка, как помочь ребёнку победить сомнения в себе
 

Повторяет за родными

Плохо, если взрослые критикуют и осуждают всех подряд или изолируют себя от общества. Нередко ребёнок копирует их поведение. Он ещё не знает, как можно иначе, и ведёт себя по подсмотренным у взрослых сценариям. Сгладить этот эффект можно, добавив в домашнее общение добрые слова о других людях. А ещё полезно смотреть вместе фильмы о дружбе, встречаться с другими семьями с детьми. 

Оттягивает настоящее решение

Когда ребёнку хочется общаться, но у него нет друзей, причина может быть в нехватке способностей или проблемах со здоровьем. 

Боится сделать первый шаг

Сложно найти друзей, если бояться подойти и первым завязать разговор. «Выбраться из коробки», социальной «скорлупы», научиться знакомиться с людьми и долго поддерживать интерес помогает тренировка социальных навыков

Если ребёнок саботирует занятия, стоит предложить ему начать вместе. Можно добавить мотивации: сказать, что вам лично интересна тема дружбы и вы ищете, с кем бы посмотреть или посетить курс. 

Говорит непонятно

Если человек заикается, говорит тихо или неразборчиво — в школе его могут не замечать. Часто помогает работа с логопедом. Дети боятся врачей, поэтому лучше найти уютное место для занятий, желательно не в поликлинике. Можно обратиться к онлайн-специалисту, хотя бы для начала. 

Логопед для детей 5–8 лет
Поставим звуки, научим пересказу и сформируем чёткость речи.
Подробнее Оставить заявку
Шапка: логопед

Результат зависит от масштаба травмы и от гибкости окружения. Даже качественной проработки у врача может быть мало. Вылечить ребёнка не значит автоматически сделать окружение менее токсичным. 

С помощью психолога, коуча, логопеда, курсов ораторского мастерства можно занять новую социальную роль. И всё же психологи нередко рекомендуют сменить место учёбы и коллектив для полного восстановления от психологической травмы. 

Если ребёнок долго не находит друзей в одной или в разных очных школах, стоит попробовать семейное обучение. Это позволит школьнику сократить время общения с неинтересными ему людьми и посвятить освободившиеся часы поиску друзей в секциях и клубах по интересам.

articlePreviewImage
Онлайн-школа: плюсы и минусы обучения
Открываем неочевидные преимущества и недостатки обучения ребёнка в онлайн-школе
 

Что делать, если школьник не хочет ни с кем дружить

Тяжело видеть своего ребёнка одиноким и покинутым. Однако прежде всего рекомендуем проверить, не беспокоит ли этот факт больше вас, чем его самого. Некоторые люди в целом счастливы проводить время наедине с собой.

Уважать личные границы

Плохая идея — навязывать общение. «Один в поле воин» — неслучайно в популярном в рилсах и шортсах треке BEARWOLF отсутствует частица «не» из всем известной пословицы. Некоторым детям комфортнее быть одним. Непрошеные советы найти друзей могут вызвать у них раздражение и даже гнев. Например, разговор о важности школьной дружбы почти бесполезен для творческого ребёнка, которому неинтересны одноклассники в обычной школе. Или для школьника, который только что пережил травлю

articlePreviewImage
Личные границы: до какого возраста и в какой мере родители вправе влиять на школьника
Подсказываем, как воспитать из школьника самостоятельную и сильную личность
 

Полезно дать возможность подростку проявляться в своём темпе. Если ему комфортно наедине с собой — это нормально. Способность быть искренним пригодится больше, чем притворство ради показного соответствия социальным стандартам. Настоящая дружба сложится, когда подросток сам этого захочет.

Екатерина Белозёрова, к. филол. наук, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации Финансового университета при Правительстве РФ:

«Если ребёнок не хочет ни с кем дружить, важно не паниковать и не навешивать на него ярлык “не как все”. Иногда такое поведение — это просто черта характера. Интровертным детям комфортно наедине с собой или достаточно одного-двух близких людей вместо шумной компании. 

Рекомендую понаблюдать: хорошо ли ребёнок себя чувствует, интересуется ли чем-то, общается ли со взрослыми. Часто дети раскрываются в тех занятиях, где чувствуют себя уверенно: в секции, на тренировке, в игре. Там связи появляются естественно. 

А если за нежеланием дружить скрываются тревожность, страх отказа или опыт буллинга, здесь уже нужна поддержка взрослого и, возможно, помощь психолога. Главное — не сравнивать ребёнка с другими и не давить, а быть рядом и замечать то, что важно именно ему».

У ребёнка нет друзей. Что делать, советует кандидат филологических наук

Спросить совета для вымышленной Маши

Разговоры о дружбе важно вести деликатно. Для этого желательно погрузить человека в безопасную среду, чтобы ему было проще высказаться. Можно спросить о знакомом или вымышленном ребёнке: «Как думаешь, это нормально, что (условно) Маша не хочет ни с кем дружить? Стоит ей помочь найти друзей или у неё всё в порядке?»

После такого вопроса рекомендуем порассуждать вместе: зачем людям нужны друзья, почему они ссорятся и мирятся. Благодаря таким беседам зарождаются интерес и желание попробовать сказанное на практике. Но этот способ вряд ли сработает в случае с подростками (старше 10 лет). Чем ребёнок старше, тем глубже и сложнее проблема. 

Бывает, у ребёнка нет друзей, потому что они ему пока и не нужны

Ребёнок наедине с собой не всегда одинок, но и не всегда счастлив, иллюстрация нейросети Recraft

Отвести к психологу

Тотальный отказ от общения иногда вызван страхом, усталостью или разочарованием. С этим может помочь врач. Детям, столкнувшимся с издевательствами сверстников, тоже легче открыться детскому психологу. Если вы чувствуете, что не можете найти общий язык с ребёнком самостоятельно, или его одиночество затянулось, обращение к специалисту — лучший вариант. 

Показать своих знакомых

Плохо, если ребёнок не видит круга общения родных. Тогда ему сложно понять, что такое дружба. Полезно хотя бы иногда общаться в присутствии ребёнка, приглашать гостей, ходить вместе на встречи. Личный пример вдохновляет сильнее слов.

Вывести в люди

Друзей необязательно должно быть много. Куда ценнее найти нескольких, чьи взгляды и интересы человеку близки. В этом помогут занятия в секциях, доброе соседство, вылазки на природу, поездки к родственникам, у которых много детей. Непринуждённому общению способствуют путешествия, прогулки, совместные занятия. Главное — обходиться без давления. Достаточно создать атмосферу, в которой захочется общаться.

Что делать, если с ребёнком не дружат в школе

Во второй части мультфильма «Головоломка» девочка Райли хочет, чтобы её приняли в группу «крутых» девчонок постарше. Ради этого она предаёт прежних подруг. Через подобные конфликты и происходит взросление ребёнка. 

Валерий Гут:

«Психологическая изоляция опасна. Она может сильно снизить самооценку, формируя убеждение: “Со мной не хотят играть — значит, я неправильный”. Из-за этого одни дети начинают добиваться внимания любой ценой. Другие уходят в одиночество, создавая себе психологическую броню».

Родителям всё же важно сохранять спокойствие. Если с ребёнком ещё не захотели или резко перестали общаться, это не катастрофа, а жёсткий сценарий социализации. Рекомендуем подключиться лично. Вот чем можно помочь. 

Поддержать психологически

Раздувать драму ни к чему. Полезнее дать ребёнку испытать ощущение безопасности. Достаточно показать, что вы рядом, слышите его и верите в то, что всё наладится. 

Валерий Гут:

«Американский психолог Уильям Шутц описал три фундаментальные потребности человека в отношениях: принадлежность, контроль и любовь. Когда хотя бы одна из них нарушена — например, ребёнок не чувствует себя частью школьного коллектива, — дружба становится невозможной. Чтобы ему помочь, родителям нужно установить с ним доверительные отношения. Так ребёнок почувствует поддержку и поймёт, что у него есть окружение, в котором можно проявляться и быть самим собой».

Задавать наводящие вопросы

Разговоры по душам лучше начинать нетипично. Вместо или после избитого «Как дела?» можно спросить конкретнее о больной теме: «С кем ты сегодня болтал?», «Что тебе понравилось на перемене?» Чем точнее вопрос, тем легче ребёнку поделиться, а потом открыться и рассказать о трудностях. 

Ученика онлайн-школы стоит расспросить, хотел бы он записаться в новую секцию, сходить в гости. Так проще перевести пессимистичные мысли в приятные планы. 

Делиться своими историями

Рассказ о собственном опыте сближает и снимает напряжение. Можно вспомнить, как вы переживали одиночество и справлялись. Может быть, в детстве целый класс объявлял вам бойкот. Можно пересмотреть фильм «Чучело» и другие ленты про буллинг с счастливым концом. Всё это покажет ребёнку, что он не один и с такими проблемами, как у него, можно справиться.

У ребёнка нет друзей. Что делать родителям, способы от психологов 

Любовь и понимание родителей будут главной опорой ребёнка, иллюстрация нейросети Recraft

«Репетировать» дружбу

Противоядие от грусти по поводу и без — игры. Но что, если превратить их в своеобразные тренировки? Рекомендуем разыграть с ребёнком простые сценки: как познакомиться, избежать конфликта, пригласить кого-то в игру, дать отпор обидчику, добиваться своего, выражать своё мнение и контролировать гнев. Чем больше сценариев и подходов к игре, тем увереннее будет ощущать себя ребёнок в реальных ситуациях.

Валерий Гут:

«Рекомендую одновременно наладить контакт и развить коммуникативные навыки школьника через упражнение “История по очереди”. Нужно рассказать начало вымышленной истории и предложить ребёнку её продолжить. Задача взрослого — не перебивать, а принимать любые повороты сюжета и вместе довести историю до конца. Это упражнение тренирует навык слушания, уважение к инициативе другого, креативное мышление. А ещё создаёт опыт совместного взаимодействия, где взрослый не оценивает ребёнка, а находится с ним в равных условиях». 

«Заразить» доброжелательностью

Дети повторяют за родителями. Стоит продемонстрировать, как можно легко расположить к себе людей при помощи улыбки, комплимента и простого «привет!». Полезно показать эффективность small talks — коротких разговоров, например в лифте, в магазине или в очереди. Это первый шаг к завоеванию симпатии.

articlePreviewImage
Как стать счастливым
Как стать счастливым
 

Отмечать старания

Похвала мотивирует, повышает самооценку, поднимает настроение. Стоит сказать: «Ты молодец, что попробовал» — даже если знакомство не задалось. Иначе любые мелкие события вроде ссоры будут приносить грусть и разочарование. Важно объяснить, что умение дружить ценно, но без приятеля рядом человек не теряет себя. 

Выбрать подходящее окружение

Токсичный коллектив «вылечить» сложнее, чем заикание. Проще сменить обстановку. Важно записать ребёнка в студию по интересам. В таких местах дети легче сближаются, поскольку не обязаны видеться каждый будний день, между ними ниже конкуренция, их связывают общие интересы. Но если даже новое окружение не перекрывает стресс от общения с одноклассниками, стоит задуматься о смене школы. 

Валерий Гут:

«Задача родителей не в том, чтобы заставить ребёнка подружиться хоть с кем-нибудь. Важно создать для него пространство, в котором дружба станет источником радости вместо боли. Это можно делать через безопасные формы контакта: творческие и спортивные секции, занятия в малых группах, совместные проекты».

Поговорить с учителем 

Педагог в обычной очной школе может открыть новые детали конфликта. Необязательно приходить с волнующими вопросами в учебное время и обсуждать проблему в присутствии других детей, лучше договориться о созвоне. Стоит спросить учителя, как ребёнок ведёт себя среди одноклассников. Педагоги часто замечают то, что ускользает от родителей, — нюансы помогут понять ситуацию изнутри.

Устроить домашние посиделки

«Кандидатов в друзья» стоит пригласить в гости, не дожидаясь праздников. Вечер с играми, любимыми фильмами и попкорном может стать началом дружбы. Дома детям проще раскрыться. После таких посиделок гости могут понять, что «тихоня» не такой уж и странный, а вполне славный парень. Да и неудобно вести себя грубо, зная, что взрослые в соседней комнате. 

Сохранять спокойствие

Одиночество — временный этап. Переход в новый класс, переезд, смерть близкого человека, развод — все эти события могут вызвать закрытость ребёнка и отторжение окружающих. Важно поддерживать человека и дать ему время прийти в себя. 

Дружба, пожалуй, одно из самых светлых и сильных чувств школьной поры. А если её пока не случилось, стоит прислушаться к чувствам ребёнка. 

  • Если человеку комфортно и он не чувствует себя изгоем, то не стоит чересчур вмешиваться в его пространство. 
  • Если же подросток грустит и страдает от одиночества, поход к психологу поможет понять, как постепенно научиться заводить знакомства и открываться миру.  

Главное для родителей — не давить, воздержаться от назиданий и оставаться верным другом ребёнку. А настоящий друг поможет в трудной ситуации. Даже если у вас нет ресурса на игры и лайфхаки из статьи, критически важно проверить состояние у психолога и постепенно развивать эмоциональный интеллект. Тогда отношения ребёнка со сверстниками придут в норму. 

Эмоциональный интеллект и
soft skills
Важные навыки для вашего ребёнка, которых нет в школьной программе
Подробнее Оставить заявку
Шапка

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru