«Вселенная на жёстком диске»: новая концепция информационной реальности
В этой статье рассматриваем интересную, новую, даже дерзкую идею об информационной реальности. Пока что концепцию сложно назвать строгой и согласованной общей теорией, но ученик онлайн-школы «ИнтернетУрок» Иван Коваленко пробует протоптать путь для будущих исследований и исследователей.
Теория всего
Начнём с базы. Общая теория относительности (ОТО) Эйнштейна перевернула мир, а квантовая механика будоражит умы учёных не меньше, чем известная до этого физика. Для всеобщего счастья и процветания нужно всего-то объединить квантовую механику и ОТО в единую теорию, описывающую Вселенную. «Всего-то», да не всего-то.
Как оказалось, привычными методами объединить эти две теории невозможно. Нужно либо как-то проквантовать ОТО и гравитационное поле, либо доказать, что теории неверны и мы вообще ошибаемся. Ни того, ни другого сделать не получилось.
Зато в конце 1960-х учёные обнаружили удивительную вещь: амплитуда рассеяния пионов хорошо описывается бета-функцией Эйлера. Тогда в 1970 году Йоитиро Намбу, Тэцуо Гото, Холгер Бех Нильсен и Леонард Сасскинд выдвинули идею о том, что эти пионы являются колеблющимися струнами. В дальнейшем она была доработана, обрела популярность и стала кандидатом на роль теории всего, получив название «теория струн». Но тем не менее прямых доказательств верности или ошибочности теории не было.
Небольшая интерлюдия: ещё в 1948 году Клод Шеннон ввёл понятие бита — минимальной единицы информации, которая может в качестве ответа на вопрос принимать одно из двух значений: «да» или «нет», «0» или «1», «+» или «–» и так далее. На основе битов можно создать своеобразный язык — двоичный код. Сегодня этот язык используется не только в технике, но и в физике. Например, квантовые состояния описываются кубитами, а взаимодействия — как обмен информацией.
Принцип It from Bit
Как я уже сказал, привычными нам, исключительно физическими методами создать всеобъемлющую теорию всего не получалось. Нужен был принципиально новый подход. И вот, в 1989 году физик Джон Арчибальд Уилер предложил свежую интересную мысль: всё физическое возникает из информации. Согласно его идее, частицы, поля и даже само пространство-время можно рассматривать как результат «ответов» на фундаментальные бинарные «вопросы» природы, описываемые как раз этими самыми битами информации.
Голографический принцип
Следующую идею о фундаментальности информации представили в своих работах Герард ’т Хоофт и Леонард Сасскинд. Они показали, что информация о трёхмерном объёме пространства может быть полностью закодирована на его двумерной поверхности — как в голограмме (отсюда и название). Это особенно ярко проявляется в термодинамике чёрных дыр, где энтропия пропорциональна площади горизонта событий.
Подводя итог этим идеям, можно сказать, что подходы указывают: привычные нам «материя» и «энергия» могут быть лишь проявлениями более глубинной, фундаментальной сущности — информации. В этом контексте естественно задать вопрос: если мир подобен информационной системе, то есть ли у него образные «разрешение» и «частота обновления»?
Именно здесь возникает моя модель дискретно-информационной Вселенной, где длина Планка соответствует пикселю, время Планка — кадру, а скорость света — максимальной «частоте кадров» (FPS) реальности. Сначала эта идея может показаться странной, но, пожалуйста, дочитайте статью до конца, ведь часто поспешные выводы оказываются ошибочными.
Основные постулаты модели
У любой теории или даже гипотезы, в общем у всех нормальных моделей, есть основные постулаты, на которые они опираются. В моей модели такие постулаты тоже есть. Всего их три:
- Дискретность пространства.
- Дискретность времени.
- Константа c (скорость света) — как FPS реальности.
Рассмотрим каждый постулат в отдельности.
Дискретность пространства
Длина Планка — константа, введённая Максом Планком в 1899 году:

Длина Планка — это минимальный размер «пикселя реальности». Любая структура меньше этого масштаба не имеет никакого физического смысла, так как не может быть отличима в принципе. Из этого следует, что пространство можно рассматривать как трёхмерную «сетку», где ℓₚ задаёт разрешение.
Дискретность времени
Время Планка, также константа, введённая Максом Планком:

Время Планка — это минимальная длительность «кадра реальности». События, происходящие быстрее этого интервала, неразличимы и теряют физический смысл. Следствие: время течёт не непрерывно, а дискретно, как последовательность кадров, где tp задаёт длительность кадра.

Константа скорости света как FPS реальности
В моей модели скорость света выражает «частоту обновления» (FPS) Вселенной.

Формально это выглядит так:

Это значит, что за один кадр (tp) свет может пройти один и только один пиксель (lp).
Из этого следует, что c — это не предел максимальной скорости во Вселенной в силу фундаментального ограничения, а фундаментальный параметр, который определяет скорость рендеринга какого-либо события.
Физический смысл
Пока что мы обсудили только постулаты модели. Но какой реальный физический смысл она имеет? Есть несколько последствий для физических явлений.
Частицы как возбуждения информационного поля
В модели дискретно-информационной Вселенной различные частицы (как элементарные: фотоны, электроны, кварки и так далее, — так и нет: протоны, пионы, нейтроны и так далее) описываются не как корпускулы, или, простым языком, «маленькие материальные шарики», а как локальные возбуждения информационного поля, которое протекает через сетку пикселей (lp). По сути, частица — это кусочек информации, то есть бит.
Как это можно вообще вообразить? Представьте себе пространство — но не как натянутую простыню, которая нигде не заканчивается, никак не делится, бесконечна и постоянна в каждой точке. Представьте его как огромную, бесконечную трёхмерную сетку из «ячеек» — пикселей со стороной, равной длине Планка. Следовательно, площадь каждого пикселя равна квадрату планковской длины.
Каждая ячейка хранит определённое количество информации о состоянии поля. Где-то оно возбуждено, где-то спокойно. Квантовые флуктуации не позволяют полю быть абсолютно «ровным», но количество информации о возбуждении поля в этой точке ничтожно мало по сравнению с, например, возбуждениями гравитационного поля.
Но что тогда представляет собой частица (если копнуть глубже)? Здесь частица — это локальная конфигурация битов квантовой информации (кубитов), которая движется от пикселя к пикселю. Например, фотон можно описать распространением определённого количества информации через кубиты, связанного с определённым численным количеством возбуждения электромагнитного поля через последовательность пикселей.
Такой подход даёт качественно новое описание понятия «движение»: это не путь, пройденный за единицу времени. Частица не перемещается как физический объект, а информация о ней обновляет состояние соседних пикселей в каждом кадре.
Информация как первичная сущность
В традиционной, обычной физике, не связанной с теорией информации, материя и энергия считаются фундаментальными. В информационной интерпретации Вселенной всё, что мы считаем материей/энергией (они, по сути, эквивалентны, через уравнение энергии Эйнштейна), является проявлением более фундаментальной сущности, стоящей на несколько порядков глубже, — информации, упорядоченной определённым образом.
Например, электрон — это не «кусок вещества / запакованной энергии», а стабильная конфигурация информации, которая может обмениваться и меняться при взаимодействии. То же самое относится и к полям, которые мы считаем фундаментальными: гравитационному полю, электромагнитному полю, хиггсовскому полю и так далее. Они представляют собой потоки информации через информационную пиксельную сетку.
Такой подход согласуется с принципом Джона Уилера It from Bit: физическая реальность возникает из ответов на вопросы: «Да/нет», — то есть из передачи информации. Мы ещё вернёмся к теме фундаментальности информации для описания полей и возможного решения проблемы теории Великого объединения. А сейчас поговорим о новом взгляде на фундаментальный закон — закон причинности.
Итак, в рамках классической физики определение закона причинности (или закона причины и следствия) звучит так: «Каждое материальное явление имеет материальную причину, и ничто не происходит без причины». Проще говоря, для любого события, которое происходит (следствия), всегда есть что-то, что вызвало это событие (причина). И эта причина предшествует следствию.
Так вот, и в моей модели закон причинности естественным образом вытекает из ограничений дискретной структуры (а не непрерывной): информация не может перескочить больше чем на один пиксель за один кадр — это фундаментальное ограничение. То есть формально: если ℓₚ — размер пикселя, tₚ — длительность кадра, то за время tₚ информация может «пройти» не больше ℓₚ:

Такая интерпретация даёт вполне логичное и тривиальное объяснение тому, почему скорость света ограничена. Она попросту является предельной скоростью распространения информации через пиксельную сетку — это выводится из основных физических констант. Можно сделать вывод о том, что причинно-следственные связи сохраняются автоматически: никакое событие не может повлиять на другое вне соседнего кадра и пикселя. Одновременно и просто, и непросто.
Последствия для взаимодействий
Электромагнитное, сильное и слабое ядерное взаимодействия — это обмен бозонами. А гравитационное взаимодействие — это искривление самого пространства-времени. Но что же предлагает моя модель? А предлагает она довольно интересное решение, которое может впоследствии сыграть важную роль для модели квантовой гравитации.
В этой модели всякая сила или взаимодействие — это обмен информацией между пикселями. Здесь электромагнитное взаимодействие — это передача информации об изменениях поля между соседними пикселями, а гравитационное взаимодействие — это обмен информацией о кривизне пространства-времени между пикселями.
То есть вся динамика Вселенной — это на самом деле алгоритм обновления информации в каждом кадре, где частицы, поля, все процессы и сами законы мироздания являются всего лишь слоями интерпретации, лежащими выше фундаментального уровня — выше информации.
Проверка гипотезы
Если пространство и время действительно дискретны (как я предполагаю), то при переходе от макроскопических процессов к более мелким, практически ничтожно малым размерам (планковским масштабам) мы должны заметить «зернистость», или квантование. Проверить это можно двумя основными способами.
Космические гамма-всплески — тесты по времени пролёта фотонов
Если структура пространства-времени дискретна или квантовая гравитация вводит энергетическую дисперсию скорости света, то скорость фотонов может зависеть от их энергии: более высокоэнергетические фотоны могут приходить с малым сдвигом во времени относительно низкоэнергетических после перехода космологических, то есть больших расстояний.
Наблюдая резкие вспышки (GRB) с быстрыми флуктуациями и широким спектром энергий, можно искать такие энергозависимые задержки. Если обнаружен систематический, можно сказать, «лаг», то его можно интерпретировать как признак дискретности, или эффекта квантовой гравитации. Если не обнаружен — ставятся нижние пределы на энергию, при которой проявляется эффект.
Один из самых цитируемых результатов — это анализ Fermi (LAT + GBM) для короткого гамма-всплеска GRB 090510 (высокоэнергетические фотоны до примерно 31 ГэВ). Авторы, судя по всему, не нашли задержек, которые искали, то есть с линейной дисперсией на уровне энергии Планка. Это задало жёсткие ограничения: явные линейные эффекты должны происходить при масштабах, значительно превышающих энергию Планка.
Дальнейшие, уже более систематические исследования учли внутренние (источниковые) задержки и использовали статистику множества GRB. Современная научная литература регулярно пересматривает и уточняет пределы. Пересмотр работ 2022–2023 годов показывает, что вклад источника (внутренние эмиссионные лаги) усложняет интерпретацию и снижает чувствительность, но общая тенденция такова: нет явного сигнала энергонезависимой скорости. Пределы часто выше или сравнимы с планковскими масштабами.
- Источники GRB сами могут производить энергозависимые задержки на месте: спектральная зависимость эмиссии, многокомпонентный профиль вспышки и т. д. Это главный шум для метода. Многие современные работы пытаются избавиться от этих эффектов, но полностью исключить их сложно, если не почти невозможно в современных условиях.
- Нужны либо очень чистые одиночные события, либо статистика многих вспышек с надёжной моделью источников, то есть требуется постоянно мониторить и изучать вспышки. Чтобы составить нормальную статистику, выборка должна быть больше.
- И самое главное, на мой взгляд: проблема точности измерения. Современные измерения уже ставят ограничения, сравнимые с энергией Планка для линейных эффектов или превышающие её. Это сильно ограничивает простые модели, где скорость фотона линейно зависит от его энергии.
Интерферометры: GEO600, LIGO/VIRGO и Holometer — поиск голографического шума
Если пространство-время имеет флуктуации/зернистость на фундаментальном уровне (например, проявление голографических ограничений информации), то это может выражаться как стохастические, коррелированные вариации расстояний между опорными точками — проще говоря, хаотические, зависимые друг от друга и повторяющиеся в разных экспериментах изменения в длинах плеч интерферометров. Сверхточные лазерные интерферометры, измеряющие изменение разницы длин плеч с экстремальной точностью, потенциально могут регистрировать такой фоновый метрик-шум, если его амплитуда и спектр попадут в их чувствительность.
Какие исследования проводились:
- Гравитационный телескоп GEO600 заметил аномальный лишний шум (в определённом диапазоне частот), что вызвало обсуждение возможной фундаментальной природы шума. Это привлекло внимание Крейга Хогана, который предложил модель голографического шума, объясняющую сам характер шума. Позже было показано, что объяснить GEO600-шум чисто голографической моделью нелегко, и технические источники шума остаются непонятными.

- Другое исследование провели с помощью Holometer (Fermilab) — специально спроектированной установки. Это пара почти соседних высокочастотных интерферометров Майкельсона для поиска коррелированного пространственно-геометрического шума (идея Хогана).
Результаты Holometer опубликованы (PRL и технические отчёты): они установили строгие верхние пределы на многие варианты голографического шума и не обнаружили ожидаемой коррелированной сигнатуры.
- Обсерватории LIGO/VIRGO: из-за очень высокой чувствительности собственных детекторов существующие данные LIGO наложили жёсткие ограничения на модели планково-амплитудного стохастического метрик-шума.
Анализы показывают, что модели, предсказывающие шум с амплитудой порядка планковской, исключены LIGO-ограничениями (для многих типов шума/характеристик). То есть, если кратко, LIGO поставил верхнюю границу: если дискретность пространства есть, то она проявляется слабее, чем предполагалось. Таким образом, пространство гораздо более гладкое, чем ожидали некоторые гипотезы.
У этого метода также есть ограничения, которые могут влиять на результат:
- Тип шума и его свойства критически важны. Разные модели зернистости предсказывают разные корреляции (например, поперечная сдвижка, продольный шум, частотная зависимость). Интерферометры чувствительны не ко всем видам метрик-флуктуаций одинаково. LIGO исключает только шум определённого характера и амплитуды, но не все гипотетические варианты.
- Технические источники шума. Экспериментальные установки сложны: у аномального шума часто есть технические объяснения (тот же случай, когда поймали «сигнал других цивилизаций», а это оказалась микроволновка в подвале). Нужно демонстрировать корреляцию между соседними детекторами и исключать локальные помехи — в этом смысл Holometer (двойной похожий детектор для кросс-корреляции: ставят два детектора рядом и исключают локальные помехи).
- Чувствительность. Holometer специально рассчитан на тесты экзотических вариаций гипотезы Хогана, а LIGO чувствителен на других частотах/масштабах. Совокупность разных установок накрывает широкий спектр возможных форм шума.
Краткое резюме по текущему состоянию:
- Положительных подтверждений дискретности в чистом виде пока что нет. Современные наблюдения GRB и интерферометрические измерения пока не дали однозначного сигнала планково-амплитудной зернистости.
- GRB-анализы установили жёсткие пределы на простые модели энергии-зависимой скорости света, часто на уровне выше энергии Планка для линейной дисперсии. Это ставит под сомнение простейшие сценарии. Но остаются более сложные модели, которые пока не исключены.
- Интерферометры (Holometer, LIGO) сильно ограничили многие варианты голографического шума, но не закрыли абсолютно все возможные модели квантовой геометрии — ограничение завязано на предполагаемой структуре флуктуаций и корреляциях.
- Проще говоря, чётких и ясных подтверждений нет, нужно копать глубже. Но насколько глубже? Как заметить дискретность пространства-времени?
Планковские масштабы и частоты
Этот вопрос очень важен, если мы реально хотим проверить гипотезу. Итак, именно частотный диапазон и говорит нам, где можно нащупать зернистость пространства-времени. Давайте по порядку.
Если взять планковское время tp ≈ 5,39 × 10-44 с, то частота, соответствующая этому масштабу, будет равна:

Это просто огромная, гигантская величина, она в триллионы раз выше, чем те частоты, что мы можем зафиксировать. Именно на таких частотах дискретность пространства-времени должна проявляться очень чётко — напрямую.
Но проблема в том, что чувствительность техники, используемой даже в самых современных и передовых экспериментах, достигает максимум (максимум!) сотен тысяч Гц (LIGO, VIRGO).
Даже космические естественные ускорители частиц — гамма-всплески (GRB) — испускают фотоны с энергиями до 1020 эВ, что примерно соответствует частотам 1028 Гц, но никак не 1043 Гц, то есть на целых 15 порядков ниже планковского уровня. То есть напрямую явно и чётко обнаружить дискретность пространства-времени нельзя по банальной причине: пока что у нас просто нет таких чувствительных технологий.
Тогда где же искать дискретность в нынешних условиях?
Идея такая: дискретность может как бы «просачиваться» вниз в виде маленьких отклонений, которые копятся на больших масштабах. Но где?
Космические гамма-всплески (GRB). Там частоты у фотонов, как я упоминал выше, находятся в диапазоне ~ 1018-1028 Гц. Тогда, если квантовая дискретная структура пространства-времени вносит задержку, то фотоны разных энергий должны приходить на Землю с разницей во времени. Как раз-таки телескоп Fermi LAT уже проверяет такие эффекты и ставит ограничения.
Интерферометры (LIGO, VIRGO, GEO600). У них рабочий диапазон достаточно низкий: десятки — сотни Гц. Если пространство-время дискретно, оно может создавать стоячий фундаментальный шум в этом диапазоне. Такие шумы пока не обнаружены, это сильно ограничивает возможные модели.
Holometer (Fermilab). Работал в диапазоне до 106 Гц. Искал голографический шум (как раз по идее Хогана, о ней я писал выше). Но он ничего не нашёл, и гипотеза Хогана в простейшем её виде была исключена.
Сигнал можно было бы обнаружить вот в этих диапазонах:
- 102-103 Гц (LIGO): если дискретность проявляется в гравитационных волнах, значит, дальше ищем фоновый шум.
- 106 Гц (Holometer): ищем голографические эффекты и шумы.
- 1018-1028 Гц (гамма-всплески): задержка прихода фотонов разных энергий.
То есть внизу (Гц — МГц) ищем шумы интерферометров, а вверху (1020 Гц и выше) — временные задержки фотонов.
Итак, ещё один подытог: современные эксперименты уже накладывают жёсткие ограничения на простые модели дискретности пространства-времени. Однако полностью исключить гипотезу о квантово-дискретной структуре вакуума и в принципе пространства-времени нельзя. Дальнейшие исследования в разных диапазонах частот остаются перспективным направлением фундаментальной физики и, надеюсь, привнесут ясность: верна ли модель или нет.
Последствия гипотезы
Моя модель, как и многие другие, влечёт за собой последствия на фундаментальном уровне.
Переосмысление фундаментальных констант как параметров «рендеринга»
В стандартной физике константы c, lp, tp трактуются разрозненно, по отдельности:
- c — максимальная скорость передачи взаимодействий и света.
- lp — минимальная длина, на которой квантовые гравитационные эффекты становятся значимыми.
- tp — минимальное время, соответствующее планковской длине.
В рамках же дискретно-информационной модели Вселенной они обретают единый смысл, становятся связанными:
- lp — разрешение сетки пространства-времени — пиксель пространства-времени.
- tp — длительность одного кадра обновления реальности.
- c = lp : tp — частота обновления, или скорость обновления информации — «FPS».
То есть привычные нам константы — это не случайные числа, а взаимосвязанные параметры единого механизма работы информационного «процессора» Вселенной.
Это напоминает компьютерную графику, где есть разрешение экрана (пиксель), длительность кадра и скорость передачи данных. Но в случае Вселенной это не метафора, а возможный фундаментальный закон.
Естественная база для объединения квантовой механики и ОТО
Самая большая проблема современной теоретической физики — согласовать квантовую механику и общую теорию относительности (ОТО). В квантовой механике всё строится на вероятностной и дискретной информации (кубиты, волновые функции, матрицы). А в ОТО пространство-время — это гладкая геометрия, которая искривляется материей и энергией.
В моей дискретно-информационной модели ОТО и квантовая механика оказываются разными «проекциями» одной и той же сущности — динамики информации в пиксельно-кадровой сетке.
Гравитация — это не гладкое искривление, а правило обновления информации о кривизне между соседними пикселями.
Квантовые поля (электромагнитное, хиггсовское) — это вероятностные возбуждения информационного поля в той самой пиксельно-кадровой сетке.
А закон причинности — это банально ограничение на передачу информации: максимум один пиксель на один кадр.
Такое объединение, как мне кажется, намного естественнее, чем попытки «наклеить» кванты на гладкую геометрию или гладкую геометрию — на кванты.
Возможные последствия для будущей физики
Новая интерпретация физических законов. Многие уравнения (от уравнений Эйнштейна до уравнения Дирака) можно рассматривать как разные уровни компиляции более фундаментального информационного алгоритма, которым является сама Вселенная.
Новые методы поиска теории всего. Вместо геометрических или полевых подходов можно искать правила обновления сетки информации и дискретности пространства-времени.
Экспериментальные тесты. Если мир действительно дискретен, то это даст специфические артефакты в наблюдениях (задержка фотонов GRB, фундаментальные шумы интерферометров и т. д.).
И наконец, информация становится фундаментальной, фундаментальнее пространства-времени и квантовых полей.
Отличия от существующих идей
На самом деле для меня было сюрпризом, что существует не одна, а несколько довольно популярных теорий и гипотез, которые утверждают, что информация фундаментальна. Но моя модель отличается от других. В каких аспектах и от каких теорий? Давайте разберёмся.
It from Bit
Основная идея этой модели: любая физическая реальность возникает из дискретных ответов на вопросы («да/нет», всё в битах). Но у этой модели есть свои недостатки. Концепция больше философская, но она не предлагает чёткой геометрии или механизма, как именно эти биты складываются в пространство-время.
В отличие от модели Джона Уилера, моя модель даёт более конкретные ответы: всё не просто информация. Модель вводит визуально-информационную систему координат, где можно буквально «нарисовать» устройство реальности (я имею в виду пиксельную сетку).
Голографический принцип
Основная идея: информация обо всём объёме Вселенной содержится на его горизонте событий — границе реальности. Но есть и недостаток: модель остаётся абстрактной — непонятно, как именно работает механизм кодирования и реконструкции.
Моя модель в этом смысле более простая и наглядная (хотя я ни в коем случае не отрицаю теорию Сасскинда и ’т Хоофта). Она не требует дополнительной гипотезы о границе или голограмме, вся Вселенная — это сетчатое поле пикселей плюс кадры обновления.
Итак, несмотря на сложность и стройность моделей минувших лет, моя модель тоже вполне имеет право на существование. И теперь нам остаётся подвести итоги, они в следующем разделе.
Итоги
Итак, друзья, подводим итоги. Модель дискретно-информационной Вселенной предлагает интерпретацию фундаментальных физических констант как параметров информационного «рендеринга» реальности:
- длина Планка — это минимальный пиксель пространства;
- время Планка — это минимальный кадр времени;
- скорость света — это предельный FPS Вселенной.
Такая перспектива не противоречит современным теориям физики, но объединяет их ключевые черты в цельную и наглядную картину: квантовую дискретность и релятивистское ограничение скорости.
Также теория объясняет возможность объединения квантовой теории и ОТО в одно целое при помощи более фундаментальной сущности — информации.
Возможно, модель не подтвердится экспериментами, но я верю, что тем не менее она поможет другим исследователям развивать дальше теорию информации и идею её фундаментальности.
Даже если гипотеза останется лишь метафорой, она может служить мостом между строгой физикой и новым взглядом на неё, а также поможет по-новому взглянуть на фундаментальные вопросы о природе реальности.
Николай Герасимов, методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:
«Уже не одно поколение учёных занимается вопросом поиска всеобъемлющего фундаментального взаимодействия. Пока вопрос остаётся открытым. По-видимому, для его решения требуется привлечение новых, возможно кажущихся сумасшедшими, представлений, идей, методов.
Одна из таких идей как раз и предложена в этой статье.
Если представить, что наша Вселенная — своеобразный “жёсткий диск”, то все наши открытия связаны с обнаружением всё новых и новых его “секторов” и “разделов”. Получается, что вся информация уже давно “записана” и всё предрешено. Немного грустно от такой мысли. Но это вопрос больше философский.
Теперь о физике. Современная физика придерживается взглядов материализма, согласно которым первичной является материя, а информация как одно из свойств материи — вторична. Из предложенной же Иваном теории следует, что основой всего является информация».
Важно! Статья описывает идею, а не доказанный факт. В такой новой и пока многим непонятной теме могут быть неточности. Автор статьи Иван Коваленко и редакция журнала «ИнтернетУрок» будут рады конструктивной критике и свежим идеям в комментариях.



