Когда и как научить ребёнка писать от руки
В этой статье подсказываем, стоит ли до школы учить ребёнка писать, достаточно ли печатных букв, или нужно заниматься каллиграфией и чем в освоении навыка письма могут помочь родители.
Действительно ли важно учиться писать от руки?
С точки зрения практической значимости письмо от руки теряет актуальность. Теоретически ребёнка можно сразу приучить печатать на клавиатуре, ведь этот навык более востребованный: большинство документов, научных и творческих работ принимают в цифровом, а не в рукописном виде. Однако процесс письма полезен для развития ребёнка.
Какие способности дополнительно развивает навык письма:
- понять текст,
- написать слова, сохраняя ориентацию на странице,
- следить, чтобы всё уместилось в заданный объём,
- соблюдать правила орфографии, пунктуации,
- переключаться: слушать, смотреть, думать, анализировать,
- напрягать мышцы пальцев, кисти, руки,
- сохранять правильную позу.
В одну единицу времени задействована масса когнитивных функций. Норвежский университет науки и технологий провёл исследование «Важность рукописного письма по сравнению с печатным для обучения в классе». У детей, которые пишут от руки, снимали показания ЭЭГ. Данные показали, что активность мозга была выше, чем во время печати на клавиатуре.
Получается, детей важно приучать к письму от руки не ради красивого почерка или пятёрок в начальной школе. Письмо активно развивает все отделы мозга, что положительно сказывается на внимании, концентрации, скорости переключения. Также развитие мелкой моторики напрямую связано с развитием речи. То есть кто хорошо и много пишет, тот правильно говорит.
В каком возрасте учить ребёнка писать?
Как уверяют педагоги и нейропсихологи, ребёнок готов овладеть письмом уже в 5 лет, но речь идёт об обучении писать печатными буквами. Готовность к каллиграфии возникает позже, к 7 годам. Выходит, что начинать обучение письму нужно с печатных букв, а с прописными торопиться не стоит.
К тому же преподаватели в начальной школе просят родителей не заниматься самостоятельным обучением каллиграфии, потому что есть несколько техник написания букв и родители не знают, какую технику будет применять школа. То есть ребёнок научится писать буквы одним способом, а потом его станут переучивать, что гораздо сложнее.
Кристина Вайсман, руководитель Международного логопедического центра, учитель-логопед для детей и взрослых с 14-летним стажем:
«Начинать рекомендую с развития мелкой моторики ребёнка: пальчиковые игры, рисование, лепка и работа ножницами. Пусть конструирует, шнурует, сортирует, выкладывает узоры из бусинок, палочек, заштриховывает картинки. Начинать можно с года — сначала пальчиковые краски, сортеры, пирамидки, разворачивание обёрток; постепенно усложняйте задания в соответствии с возрастом. Всё это потом поможет дошкольнику уверенно держать ручку или карандаш в руке.
К 3-4 годам дети уже с удовольствием проходят лабиринты, обводят контуры предметов. К 5-6 годам дошкольники часто любят соединять по точкам, выкладывать картинки из счётных палочек и решать простые графические диктанты — всё это способствует развитию зрительно-моторной координации у детей. Это поможет сформировать нажим и соблюдать высоту букв, увереннее ориентироваться на листе, соответственно — отступать нужное количество клеточек, соблюдать расстояние между словами.
Развитие пространственного мышления необходимо для уверенного понимания и запоминания букв. Например, буквы Р, Ь — это кружок и палочка. Б, Ъ, Ы — это кружок и две палочки. А вот с какой стороны и где они расположены — это и важно запомнить и не путать. Детям помогут пазлы, рисование по клеточкам, знание, где право, где лево.
Записать — половина дела. Важно ещё правильно расслышать и понять. Для этого необходимо развивать речь ребёнка: читать книги, пересказывать сказки, учить стихи. Стоит загадывать детям загадки и предлагать составлять рассказы по картинкам. Писать и читать лучше начинать тогда, когда у ребёнка уже будут чистые и правильные все звуки речи. Это поможет избежать дополнительных сложностей на письме. Понимать и слышать все звуки в слове, все слова в предложении учит логопед. Это формирование языкового анализа и синтеза».
Если ребёнок к первому классу уже умеет писать прописными буквами, ему будет скучно во время занятий, когда другие дети корпят над прописями. Это не даёт преимущества: иллюзия превосходства формирует неадекватную самооценку и воспитывает расслабленность в учёбе.
Нормальные сроки развития такие: до 5 лет детей готовят к письму, после 5 лет учат печатным буквам, а после 7 лет, в школе, время изучать каллиграфию.
Как подготовить руки к письму?
Письмо в первую очередь задействует мелкую моторику. То есть начинать нужно с этого. Нет определённого возраста, когда родители должны начинать развитие мелкой моторики, ведь с самого младенчества ребёнок действует пальцами: хватает разные предметы, тянет в рот, щупает, хватается за мамину руку, за перекладины, запускает руки в кашу.
Как только малыш начал проявлять интерес к разным предметам, нужно постепенно начинать развивать мелкую моторику. Для начала подойдут просто игрушки с разной текстурой: гладкие и мохнатые ткани, мячики с пупырышками, гладкие, упругие и жёсткие. Также младенцам полезны гимнастика и домашние массажи для ладошек и пальчиков, даже «Сорока-белобока». Полезно читать стихотворения, отбивая ладошками и пальчиками ритм, — это задел для беглого письма, когда речь, ритм, движение соединяются в один процесс.
Любая деятельность ребёнка может быть направлена на развитие руки. Главное — не препятствовать. Так, на улице можно перебирать песок и камни, рыть голыми руками ямки, рвать траву, подбирать мелкие веточки и даже догонять букашку.
Дома можно перебирать пуговки, крупы, открывать и закрывать защёлки, замочки, включать и выключать свет, выковыривать пальчиком застрявшие крупинки из дуршлага.
На фото: такие конструкторы развивают мелкую моторику сыну автора статьи Анастасии Русских
Во время детской игры полезно плести косички куклам, приделывать колёсики машинкам, собирать пазлы. То есть развитие мелкой моторики и подготовка руки к письму — каждодневная рутина, встроенная в быт малыша.
Позже, когда ребёнок подрастает, игры для развития мелкой моторики будут усложняться. Это могут быть самые обычные детские занятия: лепка, рисование мелками, карандашами, красками и кистями, пальчиковыми красками, аппликация, вырезание, конструктор, мозаика, вязание (как альтернатива: плетение из бусин, макраме).
Получается, все виды детского творчества стоит поощрять. Это залог красивого аккуратного почерка, а также развития речи (мелкая моторика влияет на речевые центры). Если стоит вопрос: мультик или рисование, — рекомендуем выбирать рисование.
Что ещё нужно, чтобы подготовиться к письму?
Прежде всего мотивация. Дошкольника нельзя заставлять учиться — так он потеряет интерес к деятельности. Результата при этом вы не получите. Если вы уже уделили достаточно времени развитию пальчиков и готовы переходить к письму, то задайтесь вопросом, хочет ли ребёнок того же, чего и вы.
Если ребёнку неинтересны буквы и письмо, не следует настаивать. Интерес всё равно проснётся. Просто подождите, а пока старайтесь сделать так, чтобы буквы и сам процесс письма начали вызывать интерес.
Пишем сами
Родителям полезно подписывать рисунки и открытки. А также делать декор с использованием каллиграфии и рисовать вместе с ребёнком. Всё это разбудит интерес к творчеству руками и написанию текстов.
Стимулируем интерес к живописи
Письмо начинается именно с рисования. Стоит устраивать домашние вернисажи детских рисунков, хвалить дошкольника за художественные находки, предлагать разные техники рисования. Например, если сырой акварельный рисунок посыпать солью, высушить и остатки соли стряхнуть, то получится интересный эффект: звёздочки, разводы, пятнышки.
Можно рисовать пальцами, совмещать рисунок с аппликацией, применять природные материалы, например листики, цветочки, семечки. Главное — не высмеивать и не ругать ребёнка, даже если он нарисовал очень забавную маму, как на этом рисунке
.
На фото: так сын-дошкольник изобразил автора статьи Анастасию Русских
Пишем ребёнку записки
Даже пока дошкольник не умеет читать, можно писать что-то простое большими печатными буквами. Например: «Ты сегодня милый, как зайчик» — и нарисовать рядом зайчика. Это послание полезно зачитать ребёнку и повесить на видное место.
Очаровываем эстетикой писем
У ребёнка будет больше интереса к рукописным текстам, если погрузить его в эстетику рукописных писем. Если ребёнок не умеет писать, то он может просто рисовать каракули, кардиограммы, пиктограммы и всё что хочет. Важно добавить игровой элемент. Как вариант, выбрать игрушку на роль курьера, который доставляет секретные письма родителям, например на игрушечном грузовике или самолёте, а в охранники взять плюшевого медведя.
Играем в кладоискателей
Возможны варианты. Можно нарисовать предметы, которые находятся дома: например, холодильник, цветок, лампу. Первую бумажку вручаем игрокам. Вторую они должны найти по рисунку, и так далее. Можно нарисовать карту и на ней стрелками обозначить клад и разные задания. Важно вовлечь ребёнка в подготовку игры. Так задействуем два механизма: стремление детей подражать взрослым и любовь к игре.
Как подготовить ребёнка к написанию букв?
Предположим, вы уже разбудили интерес к рукописным текстам. До обучения навыку письма рекомендуем уделить внимание грамотной подготовке.
Учим ребёнка правильно сидеть при письме
Важно объяснить дошкольнику, как правильно сидеть за столом при написании текстов.
Основные составляющие грамотного положения в процессе письма:
-
расстояние от глаз до стола не менее 30–35 см;
-
локти немного выступают за край стола;
-
голова слегка наклонена;
-
ноги стоят на полу, согнуты в коленях.
Показываем, как держать в руках карандаш
Начинать лучше не с ручки, а именно с карандаша, поскольку так ребёнку проще контролировать нажим. Сначала используйте трёхгранные карандаши. Попробуйте простое упражнение для правильного захвата. Большим и указательным пальцами правой руки берём карандаш там, где заканчивается краска. Левой рукой берём за другой конец. Дальше переворачиваем карандаш.
Пишем графические диктанты
Освоить правильную ориентацию текста на листе бумаги помогает рисование по клеточкам, или графический диктант. Для этой игры необходимы листы в клетку и как минимум 2 человека: ведущий диктует, а другой участник выполняет диктант. Игроков может быть несколько, но ведущий один. Каждая клетка — это шаг, след карандаша. Ведущий определяет количество шагов и направление этих шагов. Если игрок верно движется по клеткам по подсказкам ведущего, в конце у него получается рисунок.
Обучаем алфавиту
Прежде чем приступать к письму, ребёнку необходимо научиться читать. А это невозможно без знания букв. Но даже зная буквы, ребёнок может передавать их не совсем верно. Меньше неточностей будет, если научить дошкольника уверенно рисовать прерывистые и сплошные горизонтальные, вертикальные, диагональные линии, делать штриховку. Без этого навыка обучение письму может пробуксовывать.
На фото: так ребёнок автора писал «это Кузя» до того, как научился писать
Как научить ребёнка писать печатные буквы?
В обучении навыку письма продолжаем соблюдать те же принципы, что и при мотивации и подготовке: обучение на собственном примере и игры. Предлагаем игры для изучения печатных букв. Можно предложить их ребёнку, а он выберет ту или те, которые больше понравятся.
Выделяем альбом под фрагменты букв
Возьмите альбом для рисования и приспособьте его под написание букв и их частей. Ребёнку важно освоить элементы, из которых состоят буквы: палочки, овалы, кружочки. Из них можно составлять рисунки или просто их рисовать, если ребёнок согласен. Используйте прописи для дошкольников, отрабатывайте штриховку, узоры, рисование по точкам, клеточкам.
Рисуем буквы на всём, что попадётся под руку
Можно изображать буквы на песке, рассыпанной муке, запотевшем окне, зеркале. Также подойдут краски, мелки для рисования на асфальте. Буквы можно складывать из орехов, спичек, палочек. Можно лепить их из пластилина. Попутно букву нужно проговаривать, вспоминать, какие слова с неё начинаются, придумывать ассоциации: например, буква Н — турник, буква А — столб линии электропередач.
Ищем буквы в словах
Запомнить буквы проще, если показать их в реальных бытовых ситуациях, например на вывесках. Это поможет ребёнку запомнить начертание букв и научиться их выделять из текста.
Когда ребёнок идёт в школу, начинается другой этап: обучение каллиграфии. На данном этапе важно выполнять задания учителя: правильно вести ручку при написании разных букв, работать с прописями. Но это уже другая история.