Английский или китайский: какой иностранный язык выбрать
Выбор иностранного языка для ребёнка в 2025 году — это стратегическая инвестиция: в его дальнейшее образование, карьеру, мобильность, конкурентоспособность.
Станет ли китайский «новым английским»? Какой иностранный перспективнее учить школьнику? Стоит ли вообще выбирать язык, когда цифровые переводчики уже обрабатывают даже устную речь и «умнеют» с каждым обновлением? Обо всём этом рассказываю в статье.
Какой иностранный перспективнее
Оба, но для разных целей. Я изучаю шесть языков, также жила в США и Китае. За это время изменились языки, отношение к ним и иностранцам. В 2025 году геополитика усиливает интерес к азиатскому региону, задаёт тренд на межкультурное сотрудничество. Это влияет и на восприятие языков.
Замена в тройке лидеров общественного мнения!
Ни один из 1600 респондентов Superjob в 2024 году не назвал перспективным итальянский. А ведь ещё в 2022-м этот язык легенд, мифов, культуры, демократии и сицилийской мафии был вдвое популярнее нынешней «бронзы» — арабского!
Английский остаётся языком международного общения, науки, образования и бизнеса
Это самый популярный язык в мире. В нашей стране это тоже самый распространённый иностранный: его знают 51 % россиян в целом и 61 % людей в возрасте от 25 до 34 лет.
Уверенное владение английским открывает доступ к лучшим университетам, международным стажировкам и онлайн-профессиям. Это язык учат дети, которые видят себя в будущем программистами, дизайнерами, аналитиками, учёными, предпринимателями, журналистами и не только. Почти в любой профессии английский даёт преимущества: заграничные командировки, переговоры с иностранцами, способность найти ошибку в англоязычной документации, глубже вникнуть в научное исследование.
- 80 % образовательных программ за рубежом требуют владения английским на уровнях B2 или C1.
- Почти все IT-компании, многие международные компании используют в работе английский.
- 60 % академических статей и другого научного контента создаётся на английском языке.
- Международные деловые встречи, конференции, научные исследования проводятся в основном на английском.
Елена Магазева, спикер ГБУ «Малый бизнес Москвы»:
«Я эксперт в сфере внешнеэкономической деятельности, 15 лет занимаюсь импортом. Переговоры веду на английском. Путешествовала по США, Европе, Австралии, а также Турции, Китаю. В любой точке мира я общаюсь с людьми на английском на разные темы. Чувствую себя уверенно и комфортно, потому что знаю, что всегда найду общий язык с разными народами — английский».
Китайский даёт преимущества в торговле, логистике
У этого языка больше всего носителей, и он становится всё популярнее как иностранный. 15–20 лет назад изучением этого языка можно было удивить. А сегодня некоторые уже пророчат китайскому перспективу «нового английского». 65 % россиян считают его самым перспективным в ближайшие пять лет наравне с английским, а 12 % планируют начать изучать китайский язык в 2026 году, показал опрос, проведённый сервисом «Авито Услуги» в 2024-м.
- Открытие безвизового режима для россиян в Китае мотивировало многих посетить Поднебесную. При этом расчёт на то, что можно будет общаться с китайцами на английском, не оправдался. Как выяснилось, им владеют далеко не все жители КНР, хотя изучают этот язык в школе (впрочем, как и в России).
- Обучение в китайских вузах на многих программах бесплатное. Конечно, получать образование можно и на английском, но для общения вне учёбы, работы или бизнеса всё равно нужен китайский.
- Объём торговли России с Китаем растёт. Работодателям в РФ нужны молодые специалисты, которые понимают китайскую культуру ведения бизнеса, способны читать документы и работать напрямую с партнёрами из КНР.
Лично я перевожу китайские технические тексты, сопровождаю переговоры о поставке нового оборудования из Китая и обучение эксплуатации этого оборудования. С азиатским рынком работают родители многих моих учеников — и мои ученики, которые уже сами родители.
Александр Чилингорян, доктор экономических наук, профессор РАНХиГС:
«Многие родители связывают карьерные перспективы своих детей именно со знанием китайского. Но давайте обратимся к фактам.
- Более 600 тысяч китайских студентов и аспирантов ежегодно учатся за границей. Большинство изучают программу на английском, даже в странах, где говорят на другом языке (например, в Германии).
- Китайские бизнес-форумы и другие деловые мероприятия используют английский язык как основной, включая самую крупную выставку Canton Fair.
- Для общения с иностранцами китайцы берут себе английские имена, а также используют их, когда общаются друг с другом. Меня китайские коллеги называют Alexander 叔叔 (Александр шу-шу), то есть “дядя Саша”, но общаются только по-английски.
Выходит, иностранцы не получают в Китае особых бонусов в бизнесе за владение местным языком. По рабочим проектам китайцы с удовольствием общаются на английском — который был и остаётся основным языком международного общения.
В бытовом плане иначе. Большинство китайцев, работа которых не подразумевает общения с международными партнёрами, не говорят ни на каком иностранном языке. Поэтому для комфортного передвижения и проживания в стране неплохо бы знать несколько бытовых фраз на китайском. Однако и это уже необязательно — можно воспользоваться приложениями для перевода».
Какой язык проще
Оба одновременно сложные и простые.
- Английский кажется легче: более-менее знакомая латиница, похожие слова. Но первое время сбивают с толку неочевидные, на первый взгляд, времена, грамматика, исключения.
- Китайский сложнее: тоны, иероглифы, принципиально другие логика письма, мышление и построение фраз, чем в русском или английском. В первое время может казаться, что вы учите сразу 2 языка, так как иероглифы не связаны с произношением. Зато в этом языке почти нет грамматики, на начальном уровне отсутствуют грамматические структуры.
Дети в 5–7 лет быстро адаптируются к иностранным языкам. Даже тоны они воспринимают не как сложность, а как естественный элемент, как музыку. В этом возрасте китайский даётся легче, чем взрослым. Английский тоже усваивается проще, если начать до 12 лет.
Елена Магазева:
«Изучение любого иностранного языка усиливает когнитивные способности. Тональная система и иероглифическая письменность китайского развивают память, концентрацию, визуальное мышление, слух. Дети, которые изучают китайский, часто становятся более дисциплинированными, собранными, внимательными».
Какой иностранный выбрать
Однозначного ответа у меня нет. Однако могу оценить доступность изучения языка, его сложность, наличие материалов, спроса.
Английский точно необходим — это рабочий инструмент, универсальный ключ к глобальным возможностям. А если вы хотите дать ребёнку в будущем преимущество, стоит хотя бы попробовать изучать китайский.
Елена Иванова, основатель и руководитель франшизы и сети образовательных центров:
«Выбрать язык проще, если чётко определить цели.
- Если цель — развить базовые способности для международных проектов, достаточно и английского.
- Если цель — выделиться, стать уникальным специалистом, претендовать на топовые позиции в глобальных компаниях или в сфере, связанной с Азиатско-Тихоокеанским регионом, то ваш путь — английский + китайский.
- Если у ребёнка явный гуманитарный или лингвистический талант, китайский станет для него прекрасным вызовом и полем для реализации способностей».
Можно ли совмещать изучение двух языков
Многие родители спрашивают, можно ли учить два языка одновременно. Можно и иногда даже нужно! Английский и китайский практически не конфликтуют между собой: разные логики, системы, ребёнок не путается.
Некоторые мои ученики начали изучать оба языка в 6–7 лет и сегодня говорят свободно. Они не смешивают языки, а, наоборот, быстрее понимают общую природу языковых систем. Однако важно учитывать темперамент ребёнка: если учебная нагрузка вызывает стресс, идти в два языка сразу не стоит.
Рекомендую сначала учить английский, а потом китайский. Хотя бы потому, что сейчас мало материалов по китайскому в принципе, а существующие часто на английском. Если вы готовы комбинировать эти языки, вместе они создают сильную образовательную траекторию: международную, гибкую, устойчивую к переменам.
Елена Иванова:
«Дорогие родители, пожалуйста, не заставляйте ребёнка выбирать между английским и китайским! Вместо этого рекомендую выстроить последовательную и стратегическую образовательную модель.
- Начать лучше с английского. В идеале организовать ребёнку качественную языковую среду как можно раньше (например, с 4–6 лет). Тогда в средней школе он уже свободно заговорит и, возможно, даже сможет думать на английском. Язык даст немедленную отдачу: возможность смотреть лекции и фильмы в оригинале, общаться со сверстниками со всего мира, пользоваться образовательными ресурсами.
- Добавлять китайский можно, когда ребёнок уверенно овладеет английским (обычно это возраст 10–12 лет, но всё индивидуально). Раньше добавлять второй язык не рекомендую, иначе возможны “каша в голове” и подрыв мотивации».
Иногда не стоит нагружать школьника иностранными языками. Например, когда у него трудности с родным языком или когда это нужно родителям, а ребёнку не объяснили смысл. Тогда обучение превратится для него в стресс.
В остальных случаях дополнительный язык только на пользу. Изучение иностранного языка формирует новые нейронные связи. Чем больше языков мы знаем, тем интереснее наша картина мира, обогащённая историей стран, культурой, искусством, литературой, общением и путешествиями по миру.
Выбор иностранного языка — это выбор будущего. И в этом выборе не бывает «слишком рано» или «слишком поздно». Никогда не поздно начать.
От редакции Журнала
Вопрос о выборе английского или китайского в качестве иностранного языка для ребёнка, скорее, риторический. В обязательной школьной программе и так есть английский. Выбрать вместо него китайский не получится. Но можно изучать китайский как второй иностранный язык. С 2019 года даже есть возможность сдать по нему ЕГЭ. На это решаются немногие. В 2025 году из 712 000 выпускников российских школ экзамен по китайскому сдали меньше 0,08 % (600 человек). Для сравнения: ЕГЭ по английскому выбрали в 118 раз больше — 10 % экзаменуемых, по статистике Рособрнадзора
Кроме китайского школьники могут изучать в качестве второго иностранного языка немецкий, французский, испанский. По ним можно сдать ОГЭ и ЕГЭ. В онлайн-школе «ИнтернетУрок» учебной программой предусмотрено изучение английского языка с 2-го класса, а второго иностранного языка — немецкого — с 5-го класса. Некоторые ученики ИнтернетУрока факультативно изучают ещё и китайский.
А можно и вовсе отказаться от изучения второго языка. Это разрешил ФГОС, утверждённый приказом Министерства просвещения России от 31 мая 2021 года № 287. Однако рекомендуем не спешить отказываться, чтобы не лишать ребёнка неочевидных бонусов. Как верно подметили наши эксперты, второй иностранный язык — это катализатор развития, даже в условно противоположных гуманитарным технических направлениях. В частности, знание второго иностранного помогает быстрее и глубже освоить программирование, ведь код — это тоже язык со своей логикой и грамматикой. Главное — выбирать школу, которая развивает интерес к познанию, изучению языка, а не мучает зубрёжкой правил.





