Кто такие тьюторы и почему они нужны каждой школе
Рассказываем о новой важной профессии, задачи которой понимают далеко не все учителя и родители. О профессии тьютора в России впервые заговорили более двадцати лет назад, но интерес со стороны родительского сообщества появился совсем недавно. И хотя многие до сих пор не подозревают об огромной роли тьютора в образовательном процессе, уже сейчас понятно, что школа будущего вряд ли сможет обойтись без этой позиции. Почему? Давайте разбираться вместе.
Кто такой тьютор?
Тьютор (англ. tutor — наставник, репетитор, преподаватель) - это человек, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы.
Тьютором в педагогическом сообществе называют человека, который сопровождает ребенка в учебном процессе, помогает ему решать многие образовательные и организационные вопросы. Если школьник боится сделать выбор, не может самостоятельно составить расписание или не знает, как поговорить с учителем о пересдаче контрольной, он может обратиться к тьютору. А тьютор как наставник всегда поддержит ребенка, поможет ему разобраться в себе и найти те точки опоры, которые помогут двигаться вперед. У родителей часто возникает вопрос, чем тьютор отличается от учителя или психолога. Если задача учителя — подготовить и подать материал в максимально доступной для детей форме, а психолога — объединить усилия родителей, педагогов и учителей для решения проблемы, возникающей у ребенка, то роль тьютора заключаетcя в другом. Он сопровождает ребенка в обучающей среде, следит, чтобы тот не терял учебную мотивацию и понимал, что он хочет получить от школы и занятий в целом. Тьютор — это друг и соратник школьника. Именно поэтому во многих европейских странах и в США на эту должность предпочитают брать молодых ребят, которые только-только окончили университет. Они проще входят в доверие к детям (особенно подросткам) и могут положительно повлиять на выбор образовательной траектории.
Тьютор в обычной школе
В целом профессия тьютора включает в себя множество обязанностей, и в этом нет ничего особенного. Ведь работа специалиста с каждым учеником, как правило, ведется индивидуально, а значит требует от педагога актуализации разных методов в зависимости от характера и учебных целей конкретного ребенка. Так, скажем, обязанности тьютора, который занимается с детьми в младшей школе, сильно отличаются от обязанностей тьютора, работающего с детьми в среднем и старшем звене. Бывает, что словом «тьютор» называют репетитора, индивидуального наставника, который просто подтягивает ребенка по разным предметам.
О своем опыте взаимодействия с таким тьютором рассказывает мама двоих детей, детский писатель Ольга Митькина:
«В прошлом году моя дочка сменила школу. Новый класс учился по незнакомой, более сложной программе — и через несколько недель после начала года у нее начались проблемы с обучением. Тогда администрация назначила ей индивидуального тьютора, которого выбрали из учителей начальных классов. Дочка несколько месяцев занималась по всем предметам с этой учительницей, пока не нагнала других учеников и не присоединилась к своему классу».
В этом случае тьютором назначили учительницу, она просто занималась индивидуально с девочкой, чтобы та без труда влилась в учебу в классе. Это один вариант тьюторства.
Тьюторство в онлайн-школе
Другой вариант — поддерживать в ребенке «огонь» учебной мотивации.
О нем мы попросили рассказать руководителя службы персональных наставников (тьюторов) в Домашней школе «ИнтернетУрок» Анну-Марию Панасий:
«Главное отличие тьютора в онлайн-школе от тьютора в очной школе состоит в том, что он, как правило, контактирует с ребенком только по телефону. Он не использует мимику и жесты и ограничивается голосом. Исключение — занятия с младшими школьниками. Обычно родители таких ребят просят, чтобы с малышами связывались по скайпу с видеотрансляцией. И это понятно. Детям в таком возрасте еще довольно сложно воспринимать информацию только на слух.
В остальном существенных отличий нет.
Задача персонального наставника в онлайн-школе — подружиться с ребенком и мотивировать его учиться. Конечно, это может сделать и родитель, но у него не всегда есть возможность подключиться к учебному процессу. А детям обязательно нужен человек, который помогает им и поддерживает.
Поэтому очень удобно, когда где-то рядом (пусть и не физически) есть тот, кто направляет тебя хотя бы по техническим вопросам.
Онлайн-школа хоть и предполагает всего двух участников обучающего процесса — ученика и компьютер, но ребенок не остается один на один с ПК, за экраном монитора есть педагоги, которые проводят онлайн-консультации, отвечают на вопросы, проверяют домашнее задание.
Ребенок, который ранее не учился через интернет, может растеряться, когда приступает к первым урокам. Конечно, всю необходимую информацию (техническую и учебную) он может найти на сайте, но гораздо приятнее понимать, что в школе есть человек, который знает тебя и всегда готов ответить на любой вопрос.
Наличие персонального наставника добавляет момент персонализации, которого и так мало в дистанционном обучении.
А тут ребенок знает, что у него в онлайн-школе есть «свой человек».
Отношения школьника и тьютора похожи на отношения ученика и классного руководителя. Взрослый выступает в качестве наставника: помогает составить учебный план, учит структурировать и дробить дела. Он шаг за шагом учит ребенка самодисциплине и самоконтролю, но мягко, без давления.
Тьютор — это человек, который всегда находится на стороне школьника».
Тьютор в инклюзивной школе
Помимо тьюторов, занимающихся с обычными ребятами, в школах все чаще встречаются специалисты, которые сопровождают учебный процесс детей с особенностями развития. О нюансах работы такого специалиста рассказывает тьютор ресурсного класса школы № 2065 Анна Лешкевич:
В нашей школе должность тьютора появилась год назад, когда мы стали принимать в обычные классы деток с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья). Таким школьникам тьютор необходим, так как у ребят не всегда получается регулировать свое поведение самостоятельно, а также соблюдать требования по учебе.
Тьютор в нашей школе — педагог, который от и до сопровождает образовательный процесс детей с особенностями развития.
Что он делает?
Представляет собой коммуникативный мостик между учителем и учеником.
Приходит на помощь ребенку, когда тот не услышал или не понял задание. Он моментально включается в учебный процесс и объясняет ученику материал доступными для него способами (с помощью жестов, карточек PECS), помогает ему выполнять какие-то упражнения, адаптирует под него задания.
Приведу пример. Первоклассники на уроке ИЗО делают аппликацию слона. Ребята вырезают несколько фигур из цветной бумаги (круги и овалы), а потом наклеивают их на белый лист. Ребенок с ОВЗ в младшей школе часто не умеет крепко держать ножницы, соответственно, никак не может вырезать сложные фигуры. Но мы не отказываемся от задания. Просто ребенок выполняет его так, как умеет (а умеет он резать только по прямой). Тогда вместо овала он делает квадрат, вместо круга — прямоугольник.
И пока ребенок с ОВЗ вырезает своего квадратного слона, я помогаю с заданием другим детям.
И так мой подопечный видит, что он включен в рабочий процесс наравне с другими детьми. Что я — не тетенька, которая приставлена к нему, чтобы делать его каким-то особенным. Я — друг и помощник всех ребят, которым нужна моя помощь. Это называется инклюзией. Это очень важный момент, который определяет отношения между детьми в классе.
Конечная цель тьютора — научить ребенка с особенностями жить в обычном мире: переносить шум, находиться в толпе, принимать решения.
И если еще год назад ребенок не умел самостоятельно завязывать ботинки или не справлялся с гигиеническими процедурами, то сейчас мы видим большой прогресс. Мы всегда находимся рядом со своими подопечными и готовы помочь во всем, но если мы уверены, что ребенок на 100% готов выполнить какое-то дело самостоятельно, мы тут же дистанцируемся. Ведь наша задача — стать ребенку ненужными».
Анна Лешкевич очень точно подобрала слова, которые описывают конечную цель любого тьюторства — «стать ребенку ненужными». Пока маленький человек ходит в школу, ему необходима опора, «костыль», без которого не всегда получается уверенно принимать решения, уверенно делать выбор, в случае с инклюзией — уверенно чувствовать себя полноценным и нужным в социуме человеком. И грамотный и опытный тьютор сделает все для того, чтобы ребенок нашел свой путь. И очень жаль, что не все школы признают профессию тьютора важной и жизненно необходимой школьнику.
Вопрос-ответ
Если ребёнок переходит на индивидуальную форму обучения в выпускных классах, могут ли у него возникнуть трудности с поступлением в высшие учебные заведения?
На индивидуальное обучение ребёнка можно перевести только по медицинским показаниям или достаточно желания ребёнка и родителей?
Могут ли ученики на индивидуальной форме участвовать в конкурсах и олимпиадах?