Назад
views 8 275
calendar 08 октября 2018

Без границ

История ученицы Домашней школы «ИнтернетУрок» Евы Бякиной, которая успевает и учиться, и путешествовать по Латинской Америке

Рассказываем о девочке, которая вместе с родителями меняет каждую неделю города, но учебу не забрасывает и проходит школьную программу дистанционно.

Семья Бякиных из Екатеринбурга решила проехать 18 тысяч километров за год — от США до Аргентины — и сделать подарки детям в 14 детдомах по пути. Сейчас они находятся в Сальвадоре. Позади Мексика, Гватемала и Гондурас.

Отец семейства Евгений Бякин рассказывает о том, как удалось не прерывать обучение в школе.

Евгений Бякин

Наше путешествие началось 21 июня еще в США. Маршрут Панамериканского пути проходит через Мексику, Гондурас, Никарагуа, Коста-Рику, Колумбию, Перу и Чили.

Мы путешествуем в доме на колесах и планируем финишировать в мае 2019 года в Аргентине.

Особый график обучения

Путешествие — это лучшая школа реальной жизни. Но базовое школьное образование все равно необходимо. Поэтому с 1 сентября Ева поступила в третий класс Домашней школы «ИнтернетУрок». Мы разобрались с тем, как учиться дистанционно еще во время подготовки к путешествию.

Переход был нелегким. В обычной школе учителя не только объясняют, но и заставляют детей учиться. Трудность была в том, что нам, родителям, надо научиться не заставлять, а мотивировать ребенка к занятиям. И мы придумали, как заинтересовать Еву.

Мы говорим ей, что все знания в путешествии она может применять на практике. И дочка изменила отношение к учебе.

Во время путешествия нам удается посмотреть страну, почувствовать ее изнутри.

В Америке мы провели полгода. По Мексике колесили два с половиной месяца, останавливались в Чьапасе на три недели. Гватемалу объехали за 10 дней. Мы уже чувствуем себя не туристами, а местными жителями. Если приезжаем куда-то, где есть побережье, идем на море, не берем экскурсий.

Еве больше всего понравилось в Америке. Мы там жили в трех местах по месяцу, и она везде завела друзей.

На протяжении всего путешествия мы поддерживаем связь с учителем. У Евы есть свой ноутбук, она сама задает вопросы и быстро получает ответы.

Плюсы такого формата образования — мобильность и гибкий график. Онлайн-обучение занимает меньше времени, чем обучение в школе.

Время не тратится на переписывание домашнего задания и проверяется оно быстро, помечаются ошибки. Сразу виден результат, как школьник понял тему. Экономится время на повторении вещей, которые ребенок уже хорошо освоил — в отличие от школы, где все учатся в одном темпе.

Мы путешествуем в доме на колесах, поэтому учебная зона дочери всегда меняется: номер отеля или терраса с тропическими цветами.

Главное условие — стол со стулом и доступ к интернету.

В доме на колесах есть обеденный стол, но Еве там заниматься неудобно — мало места, и она не может сосредоточиться, когда все находятся в одном помещении. Ева учится официально, но по другому распорядку, чем в обычной школе. Если одну половину месяца мы проводим в дороге, то вторую останавливаемся где-то, и там Ева догоняет школьную программу.

Сейчас мы оказались в городе Сантана в Сальвадоре на пять дней, и здесь каждый день у нее учебный. Она начинает заниматься с утра после завтрака и до обеда.

Если за это время она отвлекается и что-то не успевает, то возвращается к заданию вечером. Иногда сидит допоздна, но такое бывает редко. Вообще мы согласовываем с ней план на день и обсуждаем, что она должна успеть сделать.

С чего началась жизнь путешественников

Нас можно назвать опытными путешественниками. Всей семьей мы ездим по странам давно, а младшая дочь Даяна родилась в Аргентине.

В наш первый тур мы поехали более десяти лет назад. С тех пор много путешествовали и со временем пришли к мысли, что нам нравится жизнь на чемоданах.

А началось все с каучсерфинга — в этой социальной сети можно попросить человека из любого уголка мира о ночлеге во время путешествия. Это нас вдохновило. Так мы объездили автостопом Европу, обошли Азию, побывали на волонтерских проектах, паломничали. Раз за разом наши путешествия становились более дальними и длительными.

У жены, как и у любой мамы, иногда случаются беспокойства по поводу детей, но они, к счастью, не оправдываются.

В путешествиях всей семьей нет ничего страшного, ведь в таких поездках дети узнают мир, видят все его многообразие и понимают, как он устроен, чем отличается жизнь людей в разных его уголках.

Что дают путешествия ребенку

У Евы были сложности с иностранным языком. Такое путешествие — это резкий старт для ребенка. Когда мы жили в Америке, она начала говорить с ребятами по-английски. Самый лучший способ выучить язык — это начать говорить на нем. И у Евы получилось.

Путешествия формируют широкий кругозор и гибкий ум, свой взгляд на вещи, учат самостоятельности. У Евы любимый предмет в школе — окружающий мир. И в поездке она видит все, о чем читает в учебнике.

Недавно мы уехали из Гватемалы, где была местная национальная валюта кетсаль, названная в честь птицы, которую редко можно увидеть. Она живет в горах и не может быть в неволе, у нее красивый хвост. Вчера мы ее увидели и Ева закричала: «Смотрите, кетсаль!»

В зоопарке Гватемалы мы видели животных, которых не встретишь в евразийской части: мохнатых полусвиней–полубобров.

В таком путешествии ребенок приобретает навыки общения, новых друзей и ни с чем несравнимые эмоции. Плюс детям нравится быть в тепле и на море.

О благотворительности и том, как вдохнуть в путешествие смысл

В свободное время Ева мастерит поделки и оригами. Так у нас появилась идея запустить эстафету подарков — дарить детям из разных уголков мира поделки друг от друга. Раньше мы ездили в детдома родного Екатеринбурга и всей Свердловской области: передавали подарки, устраивали праздники и проводили мастер-классы.

Позже мы подумали о мировом масштабе волонтерской деятельности — решили побывать в детских домах других стран.

Хочется, чтобы сироты не чувствовали себя одинокими и понимали, что у них есть друзья по всему миру.

В Гватемале мы с детьми придумали и нарисовали картину и передали ее в Мексику. Это самый простой способ сделать общую поделку. Ребята изобразили вулкан с озера Атитлан, рядом с которым они живут.

Перед покупкой презентов для детских домов мы советуемся с руководством. Мексиканским ребятам купили рюкзаки — как раз у них было начало учебного года. В Гватемале, поскольку детдом находился в маленькой деревне, где не было магазинов, по просьбе ребят устроили праздничный обед. Приготовили курицу гриль. Для них такая еда — редкость.

Когда мы приезжаем в детские дома, рассказываем о себе: откуда мы и куда едем. Показываем карту, но про Россию местные ребята ничего не знают.

Дети удивленно реагируют на Еву, поскольку она светловолосая. Они заплетают ей косички. Их любопытство проявляется через тактильное общение.

О приключениях в дороге

Когда мы придумали, что хотим путешествовать в автодоме, то стали его искать в США. Мы тогда остановились в Алабаме на восточном побережье, а автодом нашли на западном — в Аризоне, до которого 2300 км.

Хозяин отказался нас подождать, предупредив, что дом на колесах достанется первому приехавшему. Мы с семьей рискнули.

На дорогу ушло 2,5 дня. Осталось 2 часа, как позвонил хозяин и сказал, что дом на колесах уже продан.

В этот же день мы поехали в город Тусон, сняли номер в мотеле на окраине города. В гостинице был общий коридор, где играла Ева, как вдруг к ней подошел человек с пулеметом. Она прибежала испуганная! Оказалось, полиция проводила операцию по ловле наркоторговцев. Человек двадцать этой банды жили как раз над нашим номером, а полицейский был под прикрытием. Мы быстро занавесили шторы, выключили свет и никуда не выходили.

Все прошло тихо, но мы почувствовали себя героями американского триллера!

У нас есть еще одна интересная история про автодом. На второй день путешествия по Калифорнии, покинув Сан-Франциско, мы подскочили на кочке, отвалился генератор электричества — и огромный ящик весом 150 кг со скрежетом тащился по дороге. Не поверите, но нам помог полицейский!

Он отвез нас в кафе, вызвал спасателей, приехала бригада и все починила бесплатно!

Перед поездкой в Мексику американцы нас предупреждали, что нужно быть осторожнее: не ездить по ночам, держаться людных мест. В первый день путешествия по Мексике мы ехали днем по дороге без обочины посреди пустыни.

Вдруг автодом затих и остановился. А мы ровно посередине пути. Солнце в зените, кругом всякая опасная живность, скорпионы, змеи и плохие люди! Мимо проезжали авто, из открытых окон все давали советы убираться отсюда поскорей. Нас на пикапе кто-то забрал и отвез в ближайший город в автосервис, который, правда, не внушал доверия, но механик все починил — и мы продолжили путь.

Идея поехать в Панамериканское путешествие возникла неслучайно. Пару лет назад мы принимали у себя в Екатеринбурге путешественника из Испании. Пабло находился в кругосветке и рассказал об этом маршруте.

Наш дом постоянно перемещается. Мы будем рады принять у себя гостей на любом участке Панамериканского пути. У нас есть свободное койко-место для одного или пары человек.

Фото: личный архив автора, Instagram.com/miss.ptitsa

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121