Очень общительные отшельники
«Я завидую сам себе», – сказал однажды Родион Ковалёв, глядя на понурых сверстников, возвращающихся из школы холодным дождливым днём. Год назад крымский школьник перешёл на дистанционное обучение в образовательный центр Домашняя школа «ИнтернетУрок». Дополнительно он изучает иностранные языки, всерьёз интересуется историей, ему нравится заниматься в театральной студии и играть на сцене. Причины перехода на домашнее обучение хорошо знакомы многим российским учащимся и их родителям. О них нам рассказала мама Родиона Марина Николаевна:
– К сожалению, сегодня я не вижу в обычной школе того образования, которое в своё время получали мы. Сильно упало качество преподавания, и я устала бороться с учителями. Радик – четвёртый ребёнок в семье, и в первый класс он пошёл в обычную школу. Учительница мне понравилась. У неё были некоторые конфликты с администрацией, но по отношению к детям и образованию она была просто классной. Но позже её попытались уволить из школы. Мне и другим родителям пришлось её отстаивать. Всё переросло в настоящую революцию, с привлечением СМИ, и мы общими усилиями уволили целый ряд других учителей. В конечном итоге полюбившаяся нам Ирина Степановна ушла в декретный отпуск, и в третий класс к нам пришла новая учительница. Все решённые вопросы возникли вновь. Когда я увидела её, сразу поняла, что нужно что-то делать, и мы стали подумывать о внешкольном обучении. В результате в том году мы полностью сидели на репетиторстве и в конце года были аттестованы на экзаменах. Только через год мы узнали, что есть Домашняя школа «ИнтернетУрок».
– Родион, насколько серьёзными у тебя были конфликты с новой учительницей и почему?
– Её поступки и требования казались мне странными и нелогичными. Например, когда все убежали на перемену, я задержался в классе. Зашла учительница и стала кричать на меня за то, что я не вытер доску, не вымыл тряпку, не убрал класс. При этом в классе вообще-то были назначенные дежурные, которые в это время заседали в столовой.
В другой раз мы с приятелем немного подрались из-за ерунды. Мы оба были виноваты и виноваты одинаково. Но я сидел значительно ближе к учительнице, чем мой приятель. Из-за этого она стала кричать на меня, обзывать по-всякому и даже не пыталась разобраться. Когда я сказал, что не хочу её слушать, она ударила меня. Мне не хотелось раздувать конфликт, и я решил не рассказывать об этом маме, чтобы не волновать её. Однако она всё равно всё узнала от моих одноклассников. Мне было неприятно вдвойне.
Вообще, в обычной школе большим минусом является то, что знания и отметки очень сильно зависят от того, как складываются отношения с учителем. Любит тебя учитель или нет. От этого зависит, сколько внимания тебе уделяют, будет ли проверено домашнее задание и получишь ли ответ на свои вопросы.
– Как складываются отношения с учителями в Домашней школе?
– Здесь у меня гарантированно проверяют все задания, и я точно знаю, что я сделал правильно, а где ошибся. Мой наставник периодически звонит, разговаривает со мной и с мамой, напоминает, что нужно доделать, на что обратить внимание. Кроме того, мне очень нравятся уроки истории: учитель интересно рассказывает материал, и всегда хочется почитать дополнительно о том, что рассказывалось на уроке.
– Какие конкретные детали в истории тебе интересны больше всего?
– Мне интересна история Германии. Интересны Первая и Вторая мировые войны. Интересно понять, каким образом Гитлер пришёл к власти и почему он вёл войну именно так. Меня удивило, что он был хорошим солдатом и стал ненавидеть большевиков, потому что считал их предателями, из-за которых Германская империя потерпела поражение в Первой мировой войне. Вообще всегда интересно узнавать что-то такое, о чём не рассказывают подробно. Если учить историю, то там можно найти много всего неожиданного, не банального.
– Я знаю, что ты участвовал в театральных постановках. Что нужно сделать, чтобы хорошо сыграть роль?
– Да, мне интересно играть на сцене других людей. Для того чтобы это получилось, нужно очень внимательно учить роль и понять её. Не играть, а как будто превратиться в другого человека полностью. Если просто притворяться, что ты это он, то получится плохо.
– У тебя очень много всего: история, иностранные языки, театральная студия. Как ты всё успеваешь? Сколько времени уходит на обучение в Домашней школе?
– В день я трачу на занятия примерно пять часов, иногда немного меньше. Если мы планируем куда-нибудь сходить, то можно заранее сделать больше уроков, чтобы день был свободен. Это очень удобно.
– Вопрос к маме: Марина Николаевна, Родион занимается в Домашней школе «ИнтернетУрок» год. Заметили ли вы какие-либо изменения? Стал ли он лучше учиться?
– У меня есть с чем сравнивать. Сначала была обычная школа. Потом занятия с репетиторами, потом Домашняя школа. Могу сказать, что уровень знаний повысился сразу после ухода из обычной школы. Но занятия с репетиторами очень дорогие. Сейчас мы платим за обучение почти в три раза меньше.
Плюс домашнего обучения – эффективный расход времени. И я могу сказать, что сейчас Радик стал значительно более самостоятельным и более организованным. В этом феномен дистанционного обучения. Ребёнок, который занимается самообразованием, самостоятелен по определению. У него есть своё мнение. Ведь я практически не помогаю ему. Да, честно говоря, это у меня не очень и получается. Почему-то у нас распространено мнение, что если ты учишься по интернету, то задание можно списать и сдать. Но это более похоже на то, как делается в обычной школе. Здесь программа построена таким образом, что особо ответы-то и не найдёшь. Мы когда-то, в самом начале, попытались «погуглить» вопрос – ничего не получилось. Если по знаниям тебе чего-то не хватает, то ты будешь вынужден слушать урок снова и снова. И тогда ты сможешь выполнить задание.
В этом интернет-школа хороша. Продуманная программа – это одно из её преимуществ.
– Последний вопрос – это то, что волнует всех при переходе на домашнее обучение. А как же социализация?
– На самом деле, зря говорят, что если ты в школу не ходишь, то ты не общаешься, теряешь социальность. Наоборот. Для общения остаётся больше времени. Насильственная социализация, которая нас приводит в школу, очень сомнительна. Неизвестно, то ли ребёнок научится там общаться, то ли обретёт массу комплексов, которые в жизни ему будут очень мешать. Если человек не смог стать личностью, во всём сомневается, старается «быть как все» и если таких людей собрать в группу – то это будет просто стадо баранов. Причём легко управляемое стадо. А если человек самодостаточен, то он должен найти себя. И если у него это получится, для него это будет лучшим инструментом социализации. Такой человек, с одной стороны, не нуждается в людях. С другой – общается очень легко.
И если говорить обо мне – я знаю, чего хочу, знаю, как этого достичь, при этом очень активное общение меня напрягает. Можно сказать, что я очень общительный человек, но я отшельник. И Родион в этом смысле такой же.
Фото: личный архив семьи