Изменения в литературе: что нового в учебной программе 2024/2025 года
Школьная программа по литературе постоянно совершенствуется, чтобы соответствовать потребностям учеников. 2024/2025 учебный год не стал исключением.
Обновлённая программа по литературе целиком содержится в приказе Министерства просвещения Российской Федерации от 19.03.2024 № 171 — например, на сайте «Единое содержание общего образования» в разделе «Нормативные документы». Изменения в этой программе вступают в силу с 1 сентября 2024 года.
В этой статье обсуждаем изменения в программе по литературе на 2024/2025 учебный год для каждого класса. Автор статьи, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок» и кандидат педагогических наук Ирина Воронцова, делится первыми впечатлениями, какие из нововведений на пользу школьникам, а какие не очень.
5-й класс
В программе по литературе за 5-й класс изменились два блока: из списка удалили произведения отечественных авторов.
На мой взгляд, удаление произведений Владимира Галактионовича Короленко и Виктора Петровича Астафьева — это опрометчивый шаг. Произведения этих писателей — кладезь примеров-аргументов для сочинений ЕГЭ по русскому языку. Так, в рассказе Владимира Короленко «В дурном обществе» затрагивается множество проблем: социальное неравенство, проблемы отцов и детей, взаимопонимания между людьми и родственниками, темы сострадания, доброты, смерти, болезни, добра и зла. В рассказе Виктора Астафьева «Васюткино озеро» также раскрывается много «вечных» проблем: например, проблема социализации ребёнка во взрослом коллективе, проблемы воспитания, выживания в трудных условиях, ответственности.
6-й класс
Изменения в программе по литературе для 6-го класса затронули 6 блоков, в том числе песни, поэмы, стихотворения и прозу.
Считаю, что школьная программа без исключённой зарубежной фантастики и «Гарри Поттера» ничего не потеряет. Всё же это тексты «на любителя», а в школе полезно изучать классику и сохранять высокую планку литературы как предмета, который формирует мировоззрение и нравственные устои у подрастающего поколения.
7-й класс
В программе по литературе за 7-й класс изменили 2 блока: удалили из рекомендаций одного поэта и целый блок. Стоит заметить, что поэта удалили из рекомендаций не насовсем — его перенесли в старшие классы.
Считаю, что «Тему взаимоотношений поколений, становления человека, выбора им жизненного пути» удалили зря. Эта тема может встретиться школьникам при написании итогового сочинения в 11-м классе, а также при выполнении задания 27 на ЕГЭ и заданий 13.1, 13.2, 13.3 на ОГЭ.
8-й класс
Изменения в программе по литературе для 8-го класса касаются нескольких блоков. Добавили новые тексты и авторов. Один раздел сократили, а другой удалили.
На мой взгляд, не стоило удалять и раздел «Произведения отечественных и зарубежных прозаиков второй половины XX — XXI века». Фактуру из произведений можно было бы использовать в итоговом сочинении, ОГЭ и ЕГЭ.
9-й класс
Изменения в программе по литературе за 9-й класс касаются 4 блоков.
10-й класс
В федеральной образовательной программе для 10–11-го классов также произошли изменения, но незначительного характера. Эти изменения одинаково реализуются в программе на базовом и углублённом уровнях изучения литературы в 10-м классе.
Произведения Булата Окуджавы и Владимира Высоцкого перенесли в более поздние классы — и это неплохая задумка. Творчество Высоцкого очень специфично, с большим количеством просторечий и жаргонизмов, глубоким смыслом, который лучше будет понятен старшеклассникам. Исследователи творчества Булаты Окуджавы подчёркивают глубокую духовно-нравственную основу его лирики, её педагогический потенциал. Всё это гораздо лучше поймут ученики старших классов.
11-й класс
Здесь есть разница между базовым и углублённым уровнями, которая обусловлена объёмом изучаемых произведений. В базовом уровне нет никаких добавлений, есть только исключения.
В программе по литературе на углублённом уровне тоже только исключения. Разделов, которые подверглись изменениям, больше.
Изучение произведений Александра Пушкина, Михаила Лермонтова, Николая Гоголя и других классиков продлили до 11-го класса. На мой взгляд, это хорошо, так как именно работы этих писателей — ключевые при сдаче ЕГЭ по литературе.
Таким образом, мы видим, что изменения коснулись четырёх аспектов:
- удаление из списка рекомендованной литературы какого-либо произведения;
- удаление из рекомендованного списка какого-то автора и его произведений;
- удаление целого раздела;
- добавление новых произведений и авторов.
В этой статье мы указали главные изменения в программе по литературе на 2024/2025 год и поделились первыми впечатлениями. Однако давать сейчас исчерпывающую оценку этим изменениям рано. Насколько полезны нововведения, учителя и ученики поймут со временем.