Назад
views 54
calendar 24 апреля 2025

Комплексное развитие ребёнка в подсказках

Комплексное развитие ребёнка в подсказках
Иллюстрация: UNA MEL, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Шпаргалка для всестороннего развития

С 6 месяцев — беби-плавание, с 1 года — группа раннего развития «Мама и малыш», с 3 лет — гимнастика, а с 4 — подготовка к школе. Потом начнутся секции, репетиторы, курсы. У подобного всестороннего развития есть и обратная сторона — высокая нагрузка. Если бегать по секциям-развивашкам, когда же общаться с друзьями, гулять, бездельничать? В статье рассматриваем комплексный подход к развитию детей: что это, как организовать без проблем. 

Что такое комплексное развитие детей

Всестороннее развитие затрагивает больше сфер, чем интеллектуальные способности. 

Светлана Пенькова, методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:

«Комплексное развитие ребёнка — это процесс формирования личности. Он охватывает физическое, интеллектуальное, эмоциональное и социальное становление. Это систематическая работа над всеми аспектами взросления. Главная цель такого развития — создание условий, при которых ученик сможет раскрыть потенциал. А также обретёт уверенность в себе, научится адаптироваться к разным жизненным ситуациям».

Что такое комплексное развитие ребёнка, объясняет педагог

Прекрасно, когда школьник учится на «пятёрки», свободно говорит на иностранном языке, может написать сочинение, решить задачу по физике. Но для жизни этого мало. 

Анастасия Кассина, профориентолог подростков и взрослых, карьерный консультант, психолог:

«Сейчас на рынке труда востребованы не только знания, но и эрудированность, а также soft skills — “мягкие навыки”. Бизнесу нужны люди, способные соединять разные области знаний: биологию + ИИ, психологию + дизайн, математику + экологию. А креативность, критическое мышление, гибкость, умение работать в команде и задавать вопросы — навыки вне времени». 

что такое комплексное, всестороннее развитие, объясняет профориентолог

Комплексное развитие закладывает фундамент для будущих успехов ребёнка. Разные занятия помогают сформировать круг общения, понять себя, что нравится, а что нет. 

Ксения Ерошевская, директор образовательного центра:

«Комплексное развитие позволяет попробовать себя в разных сферах. Это больше,чем выучить формулы и правила. Комплексное развитие помогает понять, как устроен мир, как в нём себя проявить. Плохо, если родители помогают ученику развивать только “ум”: логическое мышление, счёт, память. Без тренировки чувств, восприятия и фантазии развитие получится однобоким. Настоящая гибкость мышления рождается там, где соединяются логика и образ».

Что ребёнку даёт комплексное развитие ребенка

В теории всё как будто бы просто. Но в жизни родителям не всегда понятно, что выбрать. Нужно ли записать его на робототехнику, нейросети или на курс эмоционального интеллекта? Настаивать на музыкалке или достаточно скачать приложение с уроками игры на гитаре? Ответить будет проще, когда обсудим основные сферы всестороннего развития. 

Направления комплексного развития

Семейный психолог Вика Дмитриева в книге «Это же подросток» выделяет три сферы для гармоничного развития ребёнка: физическая, творческая и интеллектуальная. Но это очень широкими мазками. Всестороннее развитие охватывает больше направлений. 

Физическое развитие

«Высидеть» 7 уроков в обычной школе или учебный день на удалёнке сложно. После занятий или между дистанционными уроками школьнику полезно подвигаться. Это укрепляет мышцы, снимает стресс. А ещё движение усиливает когнитивные функции. После тренировки ученик быстрее выполняет домашку. У него выше концентрация внимания, лучше работает память.

Татьяна Львова, директор, тренер школы бильярда: 

«Занятия в спортивной секции тренируют морально-волевые качества: умение преодолевать трудности, настойчивость, целеустремлённость».

Комплексное развитие ребёнка в подсказках

Не все дети одинаково любят спорт. Если школьник отказывается идти на футбол, фитнес или другие спортивные занятия по выбору родных, возможно, его заинтересуют альтернативы. 

Альтернативы спортивным секциям по выбору родителей:

  • предложить выбрать спортивное направление самому — может, школьнику не нравятся командные виды спорта, но он полюбит кроссфит;
  • обсудить другие виды активности: велосипед, лыжи, самокат, прогулки с собакой;
  • научить нейрогимнастике или другим упражнениям в перерывах между уроками. 

Творческое развитие

Способность что-то создавать полезна каждому, в том числе далёким от искусства людям. 

Ксения Ерошевская:

«Всестороннее развитие обычно связывают со школой и спортом. Но на школьника влияет ещё и искусство. Это больше чем просто “развлечение для души”. Музыка помогает слышать ритм, настроение, оттенки эмоций. Рисование позволяет видеть детали, выражать чувства, фантазировать, работать с цветом и формой. Такие занятия тренируют наблюдательность, эмпатию, эстетическое чутьё, образное мышление. Всё это невозможно наработать на обычном уроке математики».

Творческие секции помогают расширить кругозор, эмоциональную сферу, сделать ученика более наблюдательным. Когда начинаешь рисовать, с удивлением замечаешь, что тени на самом деле не серые, а снег — не белый. 

Светлана Пенькова:

«Рисование, лепка, музыка, танцы позволяют выразить эмоции, мысли. Эти занятия тренируют мелкую моторику, координацию движений, воображение. Посещение музеев, выставок, концертов развивает вкус, кругозор, чувство прекрасного».

Живопись часто пересекается с другими науками. Чтобы научиться рисовать человека, надо изучить анатомию. Чтобы рисовать архитектурные пейзажи, надо знать геометрию. Так, через рисунки, можно пробудить интерес к другим наукам.

А ещё творчество и рукоделие снимают стресс, расслабляют. Это один из видов медитации. Однако не каждый ребёнок хочет заниматься музыкой и рисованием.

Альтернативы музыкальной и художественной школам:

  • курсы фотографии;
  • сценарное мастерство;
  • театральные студии;
  • танцы;
  • бисероплетение, вязание, квиллинг, прочие виды рукоделия;
  • литературное творчество, журналистика.

Можно не заниматься творчеством, но наблюдать его: ходить на выставки, концерты, в театры, слушать подкасты и видеолекции о художественном, музыкальном, литературном творчестве. Если ребёнок отрицает творчество, то концерты или театры могут не сработать. Можно ненароком обращать внимание на архитектурные стили в путешествиях. 

Интеллектуальное развитие

Уроки и домашка развивают интеллект. Многие родители повторяют: «Хочешь чего-то добиться в жизни — хорошо учись в школе, тогда сможешь поступить в универ. А после — найти хорошую работу». Действительно, крепкие школьные знания — база для образовательного и карьерного трека. Все мы слышали истории про успехи троечников, но базовые знания нужны каждому. Как минимум, чтобы общаться на равных в компании образованных людей. 

Интеллектуальное развитие не ограничивается школой. Учеников развивают и иначе.

Альтернативы интеллектуальным секциям: 

  • чтение книг;
  • научно-популярные подкасты;
  • документальные и обучающие фильмы. 

Духовное развитие

Важно также развивать морально-нравственные качества школьника. Этого можно добиться за счёт погружения в психологию, благотворительность. 

Альтернативы специальным курсам:

  • не выкидывать старую одежду, а отдавать на переработку и благотворительность;
  • стать волонтёрами всей семьёй.

Эмоциональное развитие

82 % работодателей оценивают эмоциональный интеллект кандидатов при приёме на работу, согласно исследованию Harward Business School. Этот гибкий навык помогает в школе и после неё, в том числе строить здоровые отношения

Татьяна Львова:

«Эмоциональное развитие — это умение разбираться в своих эмоциях, контролировать их, понимать причины возникновения, сдерживаться в критических ситуациях».

Хорошо, если ребёнок посещает дополнительные курсы развития эмоционального интеллекта. На таких занятиях учеников знакомят с эмоциями, учат их принимать, проживать. 

Анна Жадан, методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:

«Подходы, основанные на привязанности и эмоциональном интеллекте, помогают детям лучше понимать свои чувства, управлять ими. Это полезно для социальной адаптации, благополучия. Например, практики активного слушания и поддержки укрепляют связи в семье. А это повышает самооценку ребёнка».

Альтернативы очным курсам эмоционального интеллекта:

  • Без курсов обучать школьника придётся дома. Как минимум, через обратную связь, разговоры, пример взрослых. Это бесплатно, но не всегда эффективно. Даже если дома ребёнок научится вести себя экологично, это может не помочь в токсичном коллективе.
  • Надёжнее всё-таки пройти курс по развитию эмоционального интеллекта. Это поможет лучше понять себя, проще знакомиться с людьми, добиваться своего, давать отпор хамам. 

Разумное решение — выбрать онлайн-занятия. Тогда ребёнок из любого города сможет учиться в крупной московской или федеральной школе. Курс эмоционального интеллекта есть у нас в «ИнтернетУроке». Занимаемся в группах разных возрастов: 6–8, 9–12, 13–14 и 15–16 лет.

Развиваем эмоциональный интеллект в игровой форме. Новые навыки отрабатываем на практических упражнениях. Во время занятий проводим гимнастику для глаз, а также нейропсихологические зарядки между упражнениями. После каждого занятия педагог даёт ученикам обратную связь. Если оставите контакты в форме ниже, перезвоним и обсудим подробности. 

Эмоциональный интеллект и
soft skills
Важные навыки для вашего ребёнка, которых нет в школьной программе
Подробнее Оставить заявку
Шапка

Социализация

Бок о бок с эмоциональным развитием идёт социализация. Без общения с живыми людьми даже виртуозное знание теории эмоционального интеллекта бесполезно. Школьнику важно научиться договариваться, как выходить из конфликтов, нарабатывать нужные связи.

Светлана Пенькова:

«Социальные навыки развивают совместная деятельность, участие в общественных мероприятиях. Ребёнок учится взаимодействовать в команде, уважать чужое мнение, располагать к себе людей». 

По сути любая секция — это социализация. Общение с родителями, копирование их модели общения — это тоже обучение навыкам жизни в обществе. 

Методы всестороннего развития

Развивать направления, о которых мы рассказали, важно. Эти сферы нужны для формирования гармоничной личности. При этом рекомендуем оставить место для отдыха. В этом помогут наши подсказки. 

Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук, старший методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:

«Любой ребёнок нуждается в безопасности и поддержке со стороны взрослых. Важно создать условия, где он будет чувствовать себя защищённым, любимым. Это поможет ему уверенно исследовать мир и развиваться».

Комплексное развитие ребёнка, подсказки от кандидата педагогическх наук

Находим баланс

Психологи не рекомендуют записывать школьника более чем в три кружка. Больше бесполезно, ребёнок не сможет сфокусироваться. Лучше выбирать разные направления.   

Светлана Пенькова:

«Плохая идея — записать ребёнка сразу в несколько секций. Такая перегрузка может привести к переутомлению, стрессу. Следует оставлять достаточно времени для отдыха, чтобы ребёнок мог восстанавливать силы и осмыслить полученные впечатления».

Стимулируем познавательный интерес

Ребёнку проще развиваться, если его окружают предметы, которые мотивируют учиться. 

Ирина Воронцова:

«Детям необходимо предлагать разнообразные образовательные материалы и возможности для изучения мира вокруг них. Книги, игрушки, развивающие игры, экскурсии помогают развивать любопытство, вдохновляют узнавать новое».

Выбираем вдохновляющие школьника занятия

Переусердствовать с давлением почти всегда значит убить интерес к выбранной деятельности. Причина антипатии к занятию может быть в неподходящем возрасте. Чем младше ребёнок, тем более игровой подход ему нужен. Чем старше, тем больше основанный на логике, фактах. Хотя и поиграть всегда интересно.  

Ксения Ерошевская:

«Работают занятия, которые встроены в жизнь. Если ученику нравится рисовать — пусть рисует. Не обязательно ждать, пока он будет делать это “как художник”. Процесс формирует мышление. Работает и музыкальное воспитание — даже если человек не станет пианистом, он научится слышать, чувствовать. Точно не рекомендую записываться на все кружки подряд “для галочки”. Ребёнку нужно развитие, а не как можно больше поводов уставать».

Занятие может не нравиться и из-за неудачно выбранного времени. У каждого свой биоритм, но есть и базовые правила. Многие грани личности можно развивать не за счёт специальных занятий, но и во время чтения, разговоров, путешествий. 

Светлана Пенькова:

«Ранние учебные занятия не панацея. Перегрузка заданиями может привести к снижению интереса. Лучше всего начинать обучение базовым навыкам в игровой форме и постепенно увеличивать сложность заданий».

Показываем личный пример

Детям хочется расти за родителями, когда видят широкий кругозор и морально-нравственные качества, которым хочется подражать.  

Татьяна Львова:

«Самый верный метод — личный пример. Трудно объяснить школьнику вред чрезмерного употребления сахара, если сами ежедневно едите сладкое. Сложно убедить кого-либо в пользе чтения, если человек не видел вас с книгой». 

Определяем цели

Важно максимально конкретно сформулировать пожелания, цель обучения. Например, формулировка «хочу, чтобы моего ребёнка окружали нормальные сверстники» неконкретная, потому что норма у каждого своя. Для одних это просто дети, которые не курят и не выражаются матом. Для других — потомственные интеллигенты, которые читают Марселя Пруста в оригинале.  

Татьяна Львова:

«До перехода к комплексному развитию ребёнка я бы рекомендовала выбрать цели. Иногда они противоречат сами себе. Например, часто слышу от родителей: “Хочу, чтобы слушался, делал, как сказали, но при этом мог высказать своё мнение и отстоять позицию”. В подобных случаях важно увидеть и решить противоречие».

В ситуации с противоречивыми желаниями родителей важно убрать противоречие. Например, обсудить личные границы, правила поведения в семье, и вместе с тем тренировать ассертивное поведение. Запомнить поведение в разных ситуациях помогут игры. А если некогда в них играть, полезно записать школьника на курсы эмоционального интеллекта.

Учитываем особенности

Нет хобби, которое подходит прямо каждому. Рекомендуем учитывать характер, темперамент, физические особенности ученика.

Ирина Воронцова:

«Каждый ребёнок уникален, и важно учитывать его потребности и особенности. Одни дети быстрее учатся читать, другие лучше справляются с физическими заданиями. Индивидуальный подход позволяет развить сильные стороны ребёнка. Рекомендую предоставить своему ребёнку возможность попробовать разные виды деятельности: искусство, музыку, спорт. Это поможет раскрыть его таланты и интересы».

Играем

Закрепить полученные новые знания и навыки проще всего в игре. Чем младше ребёнок, тем это для него важнее. 

Анна Жадан:

«Игра позволяет детям развивать когнитивные, социальные и эмоциональные навыки. А ещё способствует развитию креативности, критического мышления, способности к решению проблем. Кроме того, взаимодействие в игровой форме укрепляет социальные навыки, такие как сотрудничество и эмпатия.

Важно быть осторожным с методами. Не стоит экспериментировать на своём ребёнке методами без научных подтверждений или которые могут ограничивать свободу творчества, индивидуальности».

Получается, комплексное развитие организовать непросто, слишком много сфер, слишком много чего нужно контролировать. Проще уже сразу начинать по уму, начать комплексное развитие ребёнка с 6 лет и грамотно подготовить к школе. Если момент упущен, ничего страшного! Подсказки из статьи помогут подключиться в любое время. 

Подготовка
к школе
для детей 6-7 лет
Развиваем речь, логику, моторику, социальные и математические навыки в индивидуальном и групповом формате.
Подробнее Оставить заявку
Шапка: пкш

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru