Стихи детям: как и что читать

Чтение стихов для многих школьников сродни попыткам разгадать чужой сон: многое странно, мало что понятно. В этой статье рассказываем, есть ли смысл изучать поэзию и как это делать.
Пока дети маленькие, родители нередко читают им популярные стихотворения Агнии Барто, Эдуарда Успенского, Корнея Чуковского, Самуила Маршака. Некоторые даже добираются до менее очевидного Даниила Хармса. Но постепенно поэзия отходит на задний план. Для многих детей стихи становятся скучной школьной повинностью. А зря. Поэзия может принести много пользы и радости, если воспользуетесь подсказками в статье.
NB! Говорить о стихотворении «стих» неверно. «Стих» — это одна строка. В сокращённой версии об одном стихотворении можно сказать «стихи», но не «стих».
Зачем школьнику изучать стихи
Поэзия не про мышление прошлого века. Она важна каждому школьнику и сегодня. Как минимум, без прочтения обязательных стихотворений школьной программы школьник, скорее всего, не сможет сдать ОГЭ и ЕГЭ по литературе, победить на олимпиаде.
Другие утилитарные функции поэзии:
-
развивает память, если учить стихи наизусть;
-
тренирует дикцию, выразительность речи, снимает страх публичных выступлений, если читать стихотворения вслух;
-
пополняет словарный запас и воспитывает «чувство языка»;
-
тренирует фонематический слух (умение вычленять звуки и слоги);
-
прививает хороший вкус, учит образно мыслить.
Лариса Окулик, психолог, коуч по детско-родительским отношениям:
«Чтение стихов — важный инструмент в полноценном развитии головного мозга. Этот процесс помогает тренировать мышление, воображение, внимание. Когда ребёнку читают вслух, это развивает ещё и аудиальный канал.
По поводу внимания помню забавный случай. Я читала стихи дочери вслух с раннего детства — как говорится, с чувством, с толком, с расстановкой. Однажды ей полюбился текст про какую-то мышку, но он был очень длинным — на шести листах. Читала я его столько раз, что уже выучила наизусть, поэтому забывала переворачивать страницы. Дочь ещё не умела читать, но после определённых фраз напоминала, что пора бы перевернуть страницу».
Однако часто учителя литературы сводят изучение поэзии к минимуму. В том числе из-за этого многие школьники не понимают всей её глубины.
Ирина Воронцова, кандидат педагогических наук:
«Мои дети сейчас осваивают программу 8-го класса. По наблюдениям за ними я поняла, что стихотворения в школах изучают сильно отрывочно. Иногда обсуждают тему, идею и основную мысль произведения — это максимум, который получают ученики на уроках литературы. Чаще стихотворение в лучшем случае читают вслух, учат наизусть. Разбор обычно обходят стороной. Нераскрытыми остаются выявление художественно-выразительных средств языка, определение ритма, рифмы, стихотворного размера, работа с образом лирического героя. С таким подходом дети нередко не понимают значения некоторых слов и словосочетаний. Отсюда “вытекают” проблемы восприятия поэтического текста».
Меньше всего пользы от стихов, если их зубрить. Зато если начать их внимательно читать, изучать и разбирать, ситуация изменится.
Пережить сильные эмоции
Подобно музыке, живописи, прозе, лирика обращается к чувствам. Стихи помогают разобраться в своих переживаниях, принять их и отпустить. В ситуациях эмоционального тупика многие слушают одну и ту же песню на повторе. Стихотворения дают похожий эффект.
Лучше узнать себя
Поэтические произведения можно перечитывать много раз и постоянно находить в них новые оттенки смысла. Эмоции тоже будут меняться. Это происходит потому, что поэзия затрагивает чувства. А они связаны с нашим жизненным опытом. С новым опытом меняется и восприятие лирики.
Увидеть историю в лицах
Поэзия отражает главные события. Учебники истории тоже их описывают, но сухими фактами. А лирика показывает отношение людей к происходящему, акцентирует внимание на проблемах, противоречиях. А также демонстрирует не самые приглядные стороны жизни, которые часто замалчиваются. Например, Николай Некрасов много писал о проблемах крестьян, Анна Ахматова — о репрессиях.
Задуматься о философских вопросах
Часто поэты обращаются к вопросам жизнеустройства, справедливости. Например, стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка» написано в 1955 году, но откликается и сегодня. Уже в школе некоторые добровольно ложатся под нож хирурга, например, чтобы исправить нос. То есть текст и сегодня полезен подросткам, особенно когда они начинают зацикливаться на своей внешности.
Усладить чувство прекрасного
Поэзией можно любоваться, как драгоценностями или полотнами великих художников. Можно получать эстетическое удовольствие от того, как слова сплетаются в предложения, а фразы рождают образы, смыслы. Читать стихи — значит наблюдать, как привычные слова образуют удивительные сочетания, которые заставляют сердце биться чаще.
Обрести небанальное хобби
Стихотворения можно рассказывать не только у школьной доски, на экзамене, на кухонной табуретке или школьном утреннике. С ними вы можете влиться в модные поэтические движения: расширить круг знакомств и виды культурного досуга.
Лана Сергеева, главный редактор журнала «ИнтернетУрок»:
«В Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и других крупных городах уже больше 15 лет бурлит сценическая, “барная” поэзия. Это концерты, где чтецы и поэты декламируют стихотворения. Чаще свои, реже чужие: классиков и современников. Обычно собираются 50–200 человек: поэты, чтецы и зрители. Такие мероприятия проходят каждый вечер, семь дней в неделю. Причём не только в библиотеках, но и в популярных клубах, ресторанах, барах и арт-кафе. Почти как стендап, иногда даже интерактивнее и веселее.
Влиться в такие мероприятия легко. Достаточно прислать пример исполнения стихов организаторам. На каком бы уровне вы ни читали прямо сейчас, под него уже есть объединение, где вам будут рады. Кроме творческих вечеров бывают ещё поэтические спектакли, дуэты, джемы с диджеями, музыкантами, слэмы, баттлы и турниры. Поэтов и чтецов приглашают на крупные фестивали, дни города: иногда на отдельной сцене, в литературном шатре, а иногда в основной программе. То есть, по сути, поэзия — способ попробовать себя на настоящей сцене. Бонусом приобретёте друзей с небанальным мышлением, избавитесь от психологических зажимов и, возможно, разовьёте увлечение в другие виды искусства: музыку или театр».
Какие стихи читать с детьми
Каждому возрасту подходят свои тексты. Начинаем с простых образов и бытовой лексики. Постепенно усложняем, берём разные формы, сюжеты, мотивы. Выстраиваем систему, в которой можно увидеть, как развивалась поэзия с течением времени, что на неё влияло.
Стихи для дошкольников
Обычно родители примерно представляют себе, что читать детям до школы. Многие сами выросли на стихах Барто и Маршака. Нам легко передать свой опыт детям. В книжных магазинах много детской поэзии: классической и современной. Рекомендуем выбирать разные по эмоциональности тексты. Например, такие, где можно сопереживать герою, и, наоборот, забавные, где можно посмеяться.
Светлана Пенькова, методист онлайн-школы «ИнтернетУрок»:
«Для дошкольников и учеников начальной школы лучше выбирать короткие, ритмичные произведения, наполненные яркими образами и простыми сюжетами. Например, для первого знакомства с поэзией отлично подойдут произведения таких писателей:
1. Агния Барто «Мячик» («Наша Таня громко плачет…»), «Мишка». Её стихи легко запоминаются благодаря простоте языка и понятным образам.
2. Корней Чуковский «Мойдодыр», «Телефон», «Айболит». Эти сказки настолько живые и динамичные, что даже самые маленькие слушатели с удовольствием следят за развитием событий.
3. Самуил Маршак «Где обедал, воробей?», «Кошкин дом». Его стихи легки для восприятия и всегда вызывают улыбку у малышей.
Старайтесь выбирать простые произведения, которые учат добру, дружбе, любви к семье, к природе. Например, «Про мимозу» Сергея Михалкова, «Что такое хорошо и что такое плохо?» Владимира Маяковского, стихотворения Ирины Токмаковой».
Стихи для младших школьников
В начальных классах продолжаем читать ритмичные стихи с простыми образами. Но добавляем темы природы, сказочные сюжеты. Постепенно усложняем форму, тематику и лексику. Важно наблюдать за ребёнком. Если ему не очень понравился поэт или тема, то настаивать не следует. Иногда детям не хватает читательского и жизненного опыта, чтобы воспринимать отдельные стихи. Можно обсудить и выяснить, что не понравилось или было непонятным.
Младшим школьникам важно предлагать стихотворения, где автор использует средства выразительности: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения. Всё это школьники изучают на уроках. И учёба пойдёт гораздо проще и интереснее, если ненавязчиво привлекать внимание к тому, как поэт создал образ посредством тропов.
Полезно пробовать читать разных поэтов, не только русскую классику: например, современных российских авторов, зарубежную лирику.
Стихи для учеников средних классов
По мере взросления ребёнка меняются и стихи, которые могут быть ему интересны.
Кирилл Марков, поэт, культуртрегер, куратор «Библиотеки поэзии»:
«Если брать среднюю школу, то там уже можно потихоньку включать отдельные вещи из неподцензурной поэзии и некоторых современных авторов традиционной формы вроде Ирины Машинской».
Председатель Союза литераторов РФ Николай Калиниченко добавляет: «В средней школе предлагайте произведения, знакомящие ребёнка с историей нашей страны, формирующие культурную идентичность».
Как выбирать стихотворения для средней школы:
-
Учитывать интересы ребёнка. Это поможет выбрать тематику. В первые годы подросткового возраста важна дружба. Потом завязываются романтические отношения. Дети часто обеспокоены поисками себя, задаются философскими вопросами.
-
Предлагать разных авторов, экспериментировать. Обращать внимание на современных поэтов, песенников. Перемежать их творчеством классиков и стихами, которые не входят в школьную программу. Суть не только в разнообразии, но и в системе, чтобы в голове ребёнка не было хаоса. Понять смысл проще через взаимосвязи: тематические, исторические, художественные.
-
Уделить внимание культурному и историческому контексту. То есть читать тексты разных эпох, связывая их с событиями в истории страны.
-
Дать ребёнку возможность отдохнуть и читать лёгкую лирику с простым ритмом, рифмой и сюжетом.
-
Поискать юмористические стихи. Они полезны для развития речи и формирования чувства юмора.
Николай Калиниченко:
«Моя дочь учится в 8-м классе, и мне приходится знакомиться с её школьной программой по литературе. В отношении подбора поэтов-классиков значительных претензий у меня нет. Однако выбор произведений вызывает сомнения. Например, тексты Сергея Есенина, предлагаемые для заучивания, — это ранние произведения, которые не дают никакого представления о масштабе поэта. В отношении подбора поэтов по временному признаку мне представляется, что в начальной школе нужно исходить не из тематики и года создания произведения, но из его мелодики и размера. А также из эмоционального наполнения, делать упор не на содержание, а на механику».
Стихи для старшеклассников
Пожалуй, сложнее всего старшеклассникам.
Николай Калиниченко, председатель Союза литераторов РФ, поэт, писатель-фантаст:
«Самой сложной и насыщенной должна быть программа поэзии в старшей школе. Здесь обязательно нужно знакомить учеников с советскими авторами второй половины ХХ века и отдельно с поэтами 1990-х: Александром Башлачёвым, Ильёй Кормильцевым, Дмитрием Приговым, Юрием Мамлеевым и другими.
Рекомендую учителям:
рассказать о крупных поэтических объединениях;
посвятить несколько занятий рок-поэзии;
не бояться поднимать сложные и дискуссионные вопросы;
предлагать детям приносить для обсуждения стихи современных поэтов;
проводить сравнения и параллели с классикой;
дать обзор авангардной и парадоксальной поэзии;
посвятить одно или два занятия зарубежной поэзии (например, битникам в США)».
Кирилл Марков советует выстраивать в старших классах связи: «Как советская номенклатура задушила Серебряный век, как поэты менялись в эмиграции (Борис Поплавский), как они заново искали вдохновение в русском футуризме (Владимир Уфлянд), родном фольклоре (Геннадий Айги) или невзрачном быту (Игорь Холин). Таким образом выходить уже на современную поэзию во всём её разнообразии».
Какие стихи больше «зацепят» в старших классах:
-
Понятные с точки зрения сюжета и эмоций. Вероятно, 17-летнему юноше сложно понять стихи о переживаниях 40-летней женщины. Но подростки любят пофилософствовать о жизни или порассуждать на острые социальные темы. Стихи могут встроиться в систему поиска себя.
-
Не очень простые. Всё-таки поэзия — это часто про труд души и ума, а не только про развлечение.
-
Дающие представление об исторических, культурных особенностях разных эпох, о процессах, которые шли в литературном мире. У старшеклассника уже есть багаж знаний: он изучал историю, литературу. Это поможет ему выстраивать взаимосвязи, проводить параллели, анализировать мнения.
Как читать стихи с детьми
Читать стихотворения сложнее, чем прозу. Филолог Ефим Эткинд в книге «Разговор о стихах» проводит любопытную параллель. Есть люди с хорошим зрением — они могут рассмотреть самые мелкие буквы в таблице окулиста. Но на картинах они не видят ничего, кроме сюжета, и не испытывают ничего, кроме холодного раздражения. С поэзией так же. Можно прочитать стихотворение, увидеть образ, понять сюжет (а иногда и нет), но остаться глухим и слепым к чувствам, эмоциям, идеям.
Кирилл Марков:
«У Ефима Эткинда есть замечательная книга «Разговор о стихах». Это, на мой взгляд, лучшая иллюстрация того, как можно говорить о поэзии в школе. Вглядываться не только в приёмы, но и в смыслы, которые эти приёмы несут, практиковать медленное чтение (поэзию вообще нужно читать иначе, нежели прозу), показывать, как работает поэтическое высказывание, что такого иного в этом мире оно открывает.
Сам я в школе любил поэзию, но никоим образом не выходил за пределы школьного канона: казалось, что поэзия это какое-то забытое древнее искусство, которым можно любоваться только как каким-то экспонатом. Сейчас, конечно, поэзия для меня уже не экспонат, а живая материя, в которой я обитаю».
Будет ли человек любить стихи и разбираться в них — зависит от учителя. И мы сейчас не о школьном преподавателе литературы, а, скорее, о педагоге в широком смысле — о том, кто введёт ребёнка в мир поэзии. Таким учителем может стать родитель, бабушка или любой другой человек.
Николай Калиниченко предлагает работать над стихотворением на нескольких уровнях:
Прочтение «как слышится». Здесь не нужно править и перебивать. Важно уточнить — понравилось стихотворение или нет. А после считать реакцию, ведь школьник может солгать.
Разбор фонетики, гармонии, пауз, ассонансов. Можно объяснить, где при чтении допущены фонетические, ритмические и структурные неточности.
Разбор каждого непонятного слова, выстраивание картины происходящего в произведении.
Осмысление месседжа, заложенного в тексте, и приёмов, применяемых поэтом. Это может быть разговор с неодушевлёнными предметами, обращение к друзьям, шутки, скрытые намёки и цитаты.
Обсуждение исторического и культурного контекстов создания произведения.
Чтение стихотворения с листа. При желании, заучивание наизусть.
Важно не стать для ребёнка учителем русского языка и литературы, который упорно пытается выяснить, где же тут эпитеты и что хотел сказать автор. Вместо этого предлагаем вовлечь школьника в процесс чтения стихов, заинтересовать. Тогда и диалог начнёт складываться сам собой. Для этого пригодятся советы по методике чтения стихов.
Выбираем близкие школьнику темы
Дома можно смело отойти от школьной программы и читать то, что интересно.
Ирина Воронцова:
«Рекомендую выбирать стихотворения с учётом интересов детей. Например, если они любят природу, стоит предложить произведения о ней. Если увлекаются животными, хорошо выбрать тексты на эту тему. Если ребёнка в данный момент интересуют вопросы дружбы, его могут увлечь стихотворения по этой тематике».
Стихотворения современников помогут победить стереотип о том, что поэзия — это исключительно увлечение из прошлого. Актуальные стихи можно найти в пабликах, посвящённых поэзии, на специальных сайтах. Главное — обращаться не к агрегаторам совсем любых текстов в рифму типа stihi.ru, а к литературным журналам или пабликам с премодерацией контента.
Создаём настроение для чтения
Важна обстановка, в которой вы читаете стихи. Возможно, захочется сидеть, обнявшись, на диване. Или, наоборот, школьнику будет комфортнее находиться одному. Можно приглушить свет, когда читаете. Некоторым сложно показывать эмоции, а полумрак решит эту проблему.
Ирина Воронцова:
«Перед чтением хорошо рассказать о поэте и его жизни, а также о времени, в которое он жил. Это поможет детям лучше понять контекст стихотворения и создаст подходящий эмоциональный фон».
Декламируем с душой
Поэзия строится на чувствах, поэтому важно читать стихи с выражением, передавая голосом эмоции, расставляя акценты. Сложность в том, что для выразительного чтения нужно самому понять смысл стихотворения и вообще уметь декламировать. Это может вызывать сложности.
Варианты решения:
-
Искать качественное прочтение выбранных стихов. Популярную классику вы точно найдёте в исполнении современных актёров. Например, Сергей Безруков часто декламировал стихи Есенина.
-
Учиться читать лирику вместе с ребёнком. Честно заявите, что будете осваивать навык декламации с ним вместе.
Не факт, что вам и ребёнку понравится чужое прочтение. Возможно, произведение вызовет другие чувства, захочется иначе расставить акценты. Это нормально, поскольку каждый воспринимает поэзию через свой опыт. Восприятие может не совпасть. Это неплохая тема для обсуждения со школьником.
Юлия Фомина, филолог, кандидат наук, специалист по детскому чтению:
«Если ребёнку сложно уловить мысль, то он будет отвлекаться. А без внимания любовь невозможна. К стихотворениям это относится особенно, ведь отступление от правил прочтения разрушает стих.
В конце каждой строки обязательно делать паузу, даже если мысль не закончена. Такие паузы называются ритмическими.
Чтение каждой строки должно занимать одинаковое время. Если в строке слов меньше, чем в других, нужно удлинить время её чтения с помощью паузы, но не механически, а вложить в неё какой-то смысл, эмоцию.
Необходимо соблюдать чёткую рифму, но при этом она не должна звучать назойливо. Часто поэты рифмуют слова с главным смысловым значением. Следовательно, на них и падает логическое ударение. Но это не всегда так. Не следует выделять голосом рифмующиеся слова, если они не несут важного смысла. Так утратится смысл стихотворения, его музыкальность и благозвучность.
Чтение по этим правилам поможет ребёнку почувствовать ритм, рифму, эмоционально прожить стихотворение. Безусловно, к такому чтению нужно готовиться. По-настоящему выразительно и правильно с точки зрения авторского замысла незнакомый текст прочитать невозможно».
Используем визуализации
Бывает, что детям сложно построить в голове образ, который поможет понять стихотворение. Попробуйте подключить визуальный ряд. Это могут быть картины известных художников, иллюстрации из интернета или нейросетей.
Ирина Воронцова:
«При чтении стихотворения и его обсуждении можно использовать иллюстрации, которые могут помочь детям лучше понять и визуализировать описанные в произведении сцены и действия. Изображения помогают ребёнку лучше понять смысл написанного, удержать в памяти последовательность действий и событий, вспомнить ключевые рифмованные слова».
Например, у Николая Заболоцкого есть стихотворение «Портрет». Его сложно читать, не зная, как выглядит портрет Александры Петровны Струйской. А стихотворение Александра Блока «Незнакомка» тоже проще понять с иллюстрацией:
Когда вы его читаете, можете обратиться к картине Ивана Крамского «Неизвестная». Здесь нет стопроцентного попадания в образ, который рисует поэт. Однако и на картине, и в стихотворении мы видим незнакомую загадочную женщину. Любопытно найти сходства и различия в образах.
Можно исследовать относительный новый поджанр — визуальную поэзию. Здесь оформление и графические изображения дополняют смысл текста.
Играем в слова
Школьнику проще очароваться процессом, в котором он задействован.
Светлана Пенькова:
«Рекомендую играть со словами. Предложите ребёнку самому придумать рифму к слову или закончить строчку стихотворения. Такие игры развивают фантазию и творческое мышление».
Слушаем музыку
Многие стихи стали песнями. И это необязательно романсы или композиции Аллы Пугачёвой. Современные исполнители охотно обращаются к наследию классиков. Например, на стихи Маяковского созданы альбом «Облако в штанах» (группа «План Ломоносова») и песня «Маяк» («Сплин»).
На стихи Бродского есть песни у таких групп, как «Мегаполис», «Сурганова и Оркестр», «Ночные снайперы», «Сплин», «25/17», Billy’s Band, The Retuses, а также у Земфиры, Александра Ф. Скляра, Васи Обломова, Басты. Также существуют песни на стихи Анны Ахматовой, Марины Цветаевой, Сергея Есенина, Михаила Лермонтова.
Впрочем, заменить чтение стихов прослушиванием песен невозможно. Наше восприятие стихотворения и эмоций, которые оно несёт, может не совпасть с тем, что предлагает условная рок-звезда.
Предлагаем такой алгоритм:
-
Читаем и разбираем стихотворение сами.
-
Слушаем популярную современную песню.
-
Сравниваем впечатления.
А можно пойти от обратного и изучать тексты песен как стихотворные произведения. Песни Владимира Высоцкого давно уже существуют в отрыве от музыки, и их разбирают как отдельные произведения.
Кстати, некоторые песни, которые считаются народными, на самом деле написаны поэтами. Например, популярный романс «Выхожу один я на дорогу» создан на основе известного стихотворения Лермонтова. Если сравнивать песни в старом и новом исполнении, могут получиться любопытные выводы.

Занимаемся по системе
Одного семейного литературного вечера в год или даже в месяц мало. Нужна система.
Ирина Воронцова:
«Важно, чтобы работа с поэтическим текстом стала систематической. Ребёнок полюбит и поймёт поэзию, если будет регулярно читать стихотворения. Начать можно с простых рифм и весёлых стихов и постепенно переходить к более сложным текстам. Это нужно для того, чтобы у детей не возникло чувства перегруженности и они не потеряли интерес к чтению».
Если нет времени на литературные вечера с ребёнком или чувствуете, что это не ваше, можно привлечь для этой цели онлайн-репетитора. Он поможет вникнуть в смысл стихотворений, которые понадобятся на ГИА, а также в целом понять и полюбить поэзию.

А ещё поэзия может стать эстетичным и небанальным семейным хобби. Хорошая идея — скидывать друг другу, читать и обсуждать заинтересовавшие стихотворения, тексты и мемы о поэтах. Можно также ходить на литературные вечера, чтобы послушать, как читают стихи, или выступать на них самим.
Остаётся только вопрос: действительно ли всё это необходимо? Можно ли прожить счастливую жизнь без любви к стихам? Можно, но вряд ли стоит. Как говорят поэты: «Помните, без поэзии мы все умрём. С поэзией мы все тоже умрём, но не так прозаично». :)