Какие «окна возможностей» для развития ребёнка опасно упускать

Когда учить ребёнка читать? А когда — осваивать цифры? Многие родители боятся начать развитие дошкольника поздно или, наоборот, слишком рано. Тревожности добавляют соцсети, где другие мамы хвастаются, как их дети в 3 года декламируют поэмы. В 4 — читают и считают. В 5 лет уже выиграли несколько полок кубков за победы в олимпиадах, а в 6 — идут в школу. После таких историй некоторые пытаются срочно «подтянуть» и своего ребёнка до уровня вундеркинда. Но это не лучшая идея.
В погоне за химерой постановочных фото в соцсетях и не всегда реальных историй других родителей есть риск отобрать у ребёнка детство. Но и откладывать развитие до школы — тоже не вариант. Грамотное решение — использовать «окна возможностей». Как вовремя их разглядеть и помочь дошкольнику извлечь из сенситивных периодов максимум пользы и удовольствия, рассказываем в статье.
Что такое «окно возможностей»?
Если говорить научным языком, то окно возможностей, или сенситивный период, — этап жизни, когда возникают благоприятные условия для развития тех или иных навыков. Например, время, когда дошкольнику проще научиться читать, писать и считать. Задача родителя — заметить начало такого периода и предложить подходящие занятия.
Дарья Бирвар, семейный психолог для детей и взрослых:
«Сенситивные (от англ. sensitive — чувствительные) периоды важны для развития определённых навыков у детей. Эти периоды индивидуальны. Биологический возраст может не соответствовать психологическому. Однако для каждого навыка есть “золотое время” формирования. Если его упустить, то способность будет формироваться с бо́льшими усилиями.
Например, сенситивный период для изучения языка приходится на раннее детство. Теория критического периода для языка лингвиста и невролога Эрика Леннеберга утверждает, что детям легче усваивать язык до наступления подросткового возраста. После этого способность значительно снижается.
Также дошкольники легче осваивают навыки, связанные с координацией и моторикой, в сенситивный период до 6 лет. Исследования Марии Монтессори показали, что в возрасте 3–6 лет дети особенно предрасположены к обучению движениям, письму, рисованию. Это связано с высокой пластичностью мозга».
А эти сенситивные периоды точно реальны?
Вполне. Сенситивные периоды впервые описал психолог Лев Выготский. Его теорию развила врач и педагог Мария Монтессори. Оба сделали открытия на основе наблюдений. Позже, в конце XX века, нейробиологи подтвердили теорию сенситивных периодов на практике.
В частности, доказательством существования сенситивных периодов могут служить истории детей-маугли. А также малышей, которых называют «потолочными», — сирот, которые с рождения были только в кроватке, а не на руках у мамы и папы.
Дети-маугли
Дети-маугли — малыши, которые не попали в человеческий социум. Например, росли вместе со стаей собак или диких животных. Если такого ребёнка забрать к людям в возрасте 5–6 лет, то его развитие не нормализуется: он не научится нормально говорить, читать, писать, считать, общаться. Более того — не будет ходить на двух ногах, хотя для человека это физиологично, в отличие от скачков на четырёх конечностях.
-
Дина Саничар, прообраз Маугли из «Книги джунглей», после обнаружения людьми так и не научился говорить. Мальчик рычал, как волк, и не носил одежду.
-
Менее известный Джон из Льежа убежал в бельгийский лес в 5 лет и пробыл там ещё 16. Его поймали, когда он попытался украсть еду на ферме. Джон был голым, заросшим шерстью, отвык разговаривать.
-
«Дикая девушка из Шампани» Мари-Анжелик убежала в лес от рабства. Когда её выманили обратно, она общалась посредством звукоподражания животным и ела только сырое мясо.
Подобное возможно не только на улице или в лесу. И не только в далёком прошлом. Пятилетнюю Наташу Михайлову из Читы половину жизни «воспитывали» 5 собак и 4 кошки. Она питалась кормом питомцев, передвигалась на четвереньках, не умела говорить, только гавкала и мяукала. О квадроберах в Чите в 2009 году и не слышали. И это не был эксперимент или игра. Девочка жила в квартире, с отцом и четырьмя родственниками, которые не общались с Наташей. В свои 5 лет она выглядела максимум на 2,5 года и ела из миски для кошки, когда после звонка соседей сотрудники местного УВД приехали и увезли девочку в приют.
«Потолочные» дети
В раннем возрасте «потолочные» дети мало контактируют со взрослыми, редко слышат речь, мало двигаются. В отличие от маугли, они всё-таки научатся ходить, говорить, писать, вольются в социум, но будут отличаться от обычных детей. Их состояние будет похоже на аутичное. Они замкнуты в себе, хотя соответствующего медицинского диагноза может и не быть.
Если такой малыш попадёт в любящую семью, то он восстановится, придёт в норму. Однако на обучение и воспитание придётся тратить больше сил и применять специальные методики.
Дарья Бирвар:
«Дети, которые воспитывались без эмоционального контакта в первые годы жизни, испытывали трудности с установлением привязанностей даже после помещения в заботливую семью. Это доказали исследования на примерах сирот в румынских детских домах».
Зачем родителям знать «окна возможностей» ребёнка?
Сенситивные периоды наступают у каждого в своё время. А родителям важно заметить, когда открываются «окна возможностей», и помочь ребёнку развить соответствующий навык.
Дарья Бирвар:
«Родители не могут повлиять на наступление сенситивного периода. Однако важно знать особенности каждого, чтобы не бороться с природой ребёнка. Это поможет заранее предвидеть наступление следующего “окна возможностей” и успеть подготовить необходимую окружающую среду».
Преимущества родителей, которые знают особенности сенситивных периодов:
-
понимают, нормально ли развивается ребёнок, нет ли отклонений;
-
помогают освоить знания и умения, которые дошкольник будет максимально легко воспринимать;
-
понимают природу возрастного кризиса, адекватно реагируют на поведение ребёнка, помогают максимально быстро преодолеть кризис;
-
совершают меньше ошибок в воспитании ребёнка;
-
вовремя корректируют проблемы.
Какие сенситивные периоды стоит учесть в воспитании ребёнка?
Вариантов периодизации «окон возможностей» много, единой классификации пока нет. К тому же ещё не все сенситивные периоды найдены и описаны. Рассмотрим вариант на основе концепции Выготского. Подчёркиваем, это не истина в последней инстанции, а вариант возможного развития. Указываем возраст, когда важно создавать необходимые условия для развития. Но это не гарантия, что навыки появятся с первого дня периода.
1,5–3 года: развиваем речь
В этом возрасте ребёнок слушает и запоминает слова, а потом начинает говорить. Сначала называет предметы, а потом выражает мысли и чувства.
Что делать родителям:
-
стимулировать развитие речи;
-
пополнять словарный запас ребёнка;
-
говорить с малышом;
-
называть различные предметы, явления, состояния;
-
петь песни;
-
использовать детские стихи и игры на повторение, где взрослый произносит речитативы, отстукивая ритм.
3–4 года: знакомим со знаковой системой
В младшем дошкольном возрасте ребёнок тянется к изучению счёта и интересуется буквами. Ведущий вид деятельности — игра.
Что делать родителям:
-
подхватить интерес к буквам и цифрам, направить в нужное русло;
-
выбирать игровые методы — трёхлетке скучно сидеть за партой и смотреть, как мама чертит на доске буквы и цифры;
-
читать детскую весёлую азбуку с красочными картинками;
-
показывать и называть буквы, проводить черту между буквой и звуком;
-
читать с ребёнком так, чтобы он видел текст;
-
искать знакомые буквы на вывесках и обёртках от конфет, играть в игру «Что на что похоже»;
-
перебирать кубики с буквами и цифрами;
-
считать игрушки, монетки, читать вывески.
4 года — 5 лет: развиваем интерес к математике, творчеству, общению
В среднем дошкольном возрасте ребёнок обычно проявляет интерес к музыке, математике. Активно воспринимает письмо, цвет, форму, размер предметов. Ведущим видом деятельности остаётся игра. Сохраняется и усложняется интерес к письму и счёту. Проявляется интерес к творчеству.
Дошкольник в этом возрасте много общается на разные темы в духе «Почему в этой луже нет рыбы?». Происходит социальное развитие. Можно отдать ребёнка в детский сад, где общения хоть отбавляй, или подобрать другой вариант: центр раннего развития, группу кратковременного пребывания, кружки.
Что делать родителям:
-
развивать эстетический вкус, творить вместе с ребёнком;
-
заниматься музыкой — это поможет малышу освоить ритм, темп, громкость, познать разные звуки;
-
мотивировать петь — это развивает органы речи и дыхания, что помогает в становлении речи;
-
организовать общение со сверстниками и взрослыми.
В этом возрасте крайне опасно пускать развитие на самотёк. Или избегать общения со своим же ребёнком, которого пока не очень понимаем.
Понимаем, не у каждого родителя есть время на полноценные занятия с дошкольником 4–5 лет, да ещё и в форме игры. Мы можем в этом помочь!
Занимаемся с малышами со всего мира, онлайн. Рассказываем обо всём на свете с помощью интерактивных историй. Придумываем интересные поделки из подручных средств. Добавляем физминутки, чтобы сохранить внимание. Тренируем умение озвучивать свои идеи в диалогах.

5–6 лет: осваиваем чтение, развиваем навыки общения
В старшем дошкольном возрасте дети осваивают чтение. Если не упустить этот момент, то к концу шестого года жизни ребёнок, скорее всего, научится читать. Чтобы увеличить вероятность этого, стоит проводить подготовительную работу на предыдущих этапах развития — мы рассказали о ней в подсказках для возраста 3–4 лет про знакомство с буквами.
В 5–6 лет ребёнок продолжает овладевать социальными навыками общения и поведения. Именно в этот период он осознаёт, что есть социально одобряемое поведение и что дружеские связи не возникнут, если колотить друг друга лопаткой. Дети до сих пор не дружат, но приятельствуют, вместе играют, гуляют.
Ольга Лысова, дефектолог, учитель-логопед, руководитель центра развития речи (г. Москва):
«Учитывая современные требования в первом классе, рекомендую родителям до 5–6 лет закрыть логопедические вопросы, такие как звукопостановка и устная речь. После этого начать в деликатной форме готовиться к школьным нагрузкам, развивать логику, мышление, эмоциональный интеллект. Цифры и буквы — это незначительная часть тех знаний, которые ребёнок должен получить до школы.
Чересчур перегружать дошкольника занятиями у разных специалистов было бы ошибкой. И всё же нужно обязательно заниматься. Например, дома. Для этого есть курсы, настольные игры, рабочие тетради.
В моей практике логопеда был случай, когда мы с мамой “вытянули” к школе мальчика за полтора года. Он не мог строить предложения в 6 лет, хотя всё понимал. После занятий и домашних заданий под контролем мамы ребёнок пошёл в обычную школу. И это победа. Многие дети с аналогичными проблемами идут в школу с 8 лет или поступают в специализированные классы».
Что делать родителям:
-
помочь освоить чтение через игры — например, играть в письма, шифровку, разведчиков;
-
вместе читать книги с картинками и крупными буквами, где минимум текста;
-
организовывать среду для общения и игр со сверстниками;
-
обследовать ребёнка у логопеда, если наблюдаются проблемы с речью.
С шести лет самое время готовить ребёнка к школе. Причём знания важно подавать на понятном ему языке. Важно не только научить базовым навыкам, но и сформировать желание учиться, а также развивать самостоятельность и ответственность. В этом могут помочь специальные курсы.
к школе для детей 6-7 лет

7–9 лет: плавно включаем в учебную деятельность
Это сложный период и для ребёнка, и для родителей. Наступает кризис 7 лет, ребёнок идёт в школу, меняется ведущий вид деятельности (с игровой на учебную). Жизнь семьи переворачивается, круг общения ребёнка и задачи меняются.
Родителям важно мягко включить школьника в учебную деятельность и поддержать его мотивацию. То есть нужно проявлять терпение и не ругать ребёнка, но чётко обозначить границы и правила.
Что делать родителям:
-
плавно включить ребёнка в учебную деятельность;
-
поддерживать мотивацию, быть мягкими;
-
поддерживать проявления воображения похвалой, ситуациями успеха — например, отметить то, какую историю придумал ребёнок про любимую игрушку.
А что, если ребёнок отстаёт от норм?
Чем старше ребёнок, тем сложнее исправить нарушения, которые возникают из-за упущенных сенситивных периодов.
Когда отстаёт в нормах речи
Если ребёнок до школы не научился выражать свои мысли связно и понятно или у него проблемы с произношением, родителям важно показать его специалисту. Лучше не затягивать, чтобы вовремя исправить нарушения речи.
Ольга Лысова:
«Допустим, ребёнок заговорил сам в 3 или 4 года. Но малыш мог заговорить на год раньше при правильных занятиях и при исключении тормозящих развитие факторов. Гаджеты и инфошумы негативно влияют на развитие ребёнка. Ещё есть проблемы, не зависящие от родителей, например слабый тонус мышц артикуляции или аденоиды. Для решения этих вопросов нужен специалист, родители сами не справятся.
В моей практике логопеда-дефектолога был ребёнок, который в 4,5 года не разговаривал. Мы провели обследование и диагностировали сильное снижение слуха. После слухопротезирования речь дошкольника начала развиваться. Однако из-за того, что сенситивный период был упущен, возникло много сложностей. И со звукопостановкой, и с грамматическим строем речи. Мальчик пошёл в обычную школу, хотя иногда подобные проблемы приводят к поступлению в школу позже или в спецкласс».
Не стоит надеяться, что ребёнок научится хорошо говорить сам или уже в школе. Важно отвести его к логопеду или педиатру. Главное — не накручивать ни себя, ни ребёнка. Отставания в речи не конец света. Но нужно обязательно разобраться в причинах. Это поможет или вовремя решить проблему, или перестать напрасно переживать.
Татьяна Мануилова, учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 3» (Краснодарский край):
«Позднее начало развития навыков не значит их отсутствие. Ведь обучение — это не гонка, а увлекательное путешествие. Если это путешествие начинается чуть позже, это не означает, что оно будет менее захватывающим и полезным.
Представьте, что ребёнок начинает развивать речевые навыки в 4 года вместо более раннего возраста. Это может предоставить более зрелую основу для восприятия языка. Дети в этом возрасте обладают большим словарным запасом и способны к абстрактному мышлению. А ещё освоение навыков в своём темпе и без давления часто приносит больше удовольствия от обучения».
Стилизовать обследование и организовать занятия, как игру, можно прямо из дома, на онлайн-занятиях. Например, логопеды ИнтернетУрока помогают детям 4–7 лет начать говорить, совершенствуют произношение, «ставят» неверно произносимые звуки. А ещё учат говорить без речевых ошибок, расширяют словарный запас и тренируют уверенность в себе с помощью поставленной речи.

Когда отстаёт в развитии навыков для учёбы
Речевые нарушения — это самое критичное из отставаний. Но бывают и другие. Нередко в школу приходят неподготовленные дети, которые не знают ни букв, ни цифр. Им сложнее учиться, чем одноклассникам. Ведь большинство дошкольников всё же посещают детский сад или подготовительные курсы, поэтому соответствуют требованиям к развитию первоклассника из приказа Министерства просвещения РФ от 25 ноября 2022 года № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования».
Плохо подготовленный ребёнок вынужден справляться с гораздо большим объёмом задач, ведь, помимо изучения букв и цифр, должен осваиваться в новом коллективе, включаться в новый для него вид деятельности, адаптироваться к новому распорядку дня и так далее.
Похожая ситуация возникает, если ребёнок поступает в англоязычную школу или школу с углублённым изучением иностранного, не позанимавшись языком ни дня. В этих случаях тоже стоит обратиться к специалистам, но к другим: педагогам, которые специализируются именно на подготовке дошкольников.
Ванда Арутюнян, доцент кафедры иностранных языков и межкультурной коммуникации, Финансовый университет при Правительстве РФ:
«Когда я преподавала в школе, однажды мне досталась “отказная” подгруппа учеников первого класса из 15 человек. 12 учеников знали английский алфавит, могли называть отдельные предметы, были готовы прописывать буквы, петь английские песни — в общем, пришли с твёрдым настроем учиться. Остальные трое просто сидели и молчали, потому что не знали вообще ничего.
Я поняла, что если не “приторможу” 12 человек, то “потеряю” этих троих. С отстающими мы тогда выучили алфавит, пока весь класс две недели прописывал слова, которые можно было и не прописывать. Но не понимаю: о чём думали родители этих троих ребят? Почему они не помогли своим детям освоить хотя бы алфавит до школы — сами или с помощью репетитора? Мне до сих пор это непонятно. Такое бездействие родителей я считаю тоже недопустимым».
Рекомендуем защитить ребёнка от подобных ситуаций, когда он может сильно отстать от других учеников в классе. Для этого важно помочь дошкольнику освоить базовые навыки, при этом не перегрузив его занятиями и не убив мотивацию учиться. В этом могут помочь квалифицированные педагоги нашей онлайн-платформы «ИнтернетУрок». Предлагаем онлайн-занятия под разные цели в разном возрасте:
-
развить полезные для школы навыки и качества в творческой форме в 4–5 лет;
-
научить дошкольника читать в 5–8 лет;
-
обучить ребёнка счёту и логике в 5–8 лет;
-
комплексно подготовить ребёнка к школе в 6–7 лет;
-
начать изучать английский язык в 6–8 лет.
Главное — поддерживать ребёнка в любом случае и не паниковать. Большинство проблем можно исправить, особенно если вовремя их обнаружить. И в этом помогут подсказки из нашей статьи.