Назад
calendar 17 ноября 2025
views 81
9 минут

Как воспитать ребёнка с СДВГ

Как воспитать ребёнка с СДВГ
Обложка: Maria Sbytova, Shutterstock
contents Оглавление
Свернутьarrow
Рекомендации нейропсихолога на основании профессионального и личного опыта

В статье подсказки о воспитании ребёнка с СДВГ от нейропсихолога, нейрокинезиолога, мамы двух особенных детей Нары Совковой. 

 Часто слышу похожие жалобы от родителей:

— Я жду начала учебного года с ужасом, заранее готовлюсь к стрессу и кошмару.

— Мой ребёнок садится за уроки и отвлекается каждые пять минут.

— Он не может усидеть на месте.

— Чтобы он сделал домашку, приходится сидеть рядом и контролировать каждый шаг.

Я разделяю эти боли. У меня тоже два ребёнка-школьника, да непростых — с аутизмом и СДВГ. Всю свою экспертность я собирала по крупицам для того, чтобы максимально интегрировать детей в социум, помочь мозгу дозреть, восполнить пробелы развития. Мне удалось научить сыновей учиться, воспитать любопытство и интерес к жизни, сделать их полностью самостоятельными, осознанными. 

Мой интегративный подход помогает перенастроить мозг школьника на процессы обучения. Ребёнок быстрее запоминает новое, адаптируется к шуму, нагрузке, меньше отвлекается, становится более внимательным, инициативным, творческим, думающим, общительным. Действенными приёмами на основе своего опыта делюсь в статье. 

Как работает мозг ребёнка

Представьте, что мозг школьника — это постоянная стройка. Строительство любого здания начинается с фундамента: чем он прочнее, тем устойчивее получится финальный объект. Однако если на этапе закладки основы есть даже небольшие огрехи, то здание начнёт проседать и в скором времени рухнет.

«Фундамент» ребёнка закладывается внутри утробы, а после рождения постепенно надстраивается, укрепляется. Пока что это не касается навыков уровня чтения или счёта. Поэтапное созревание мозга и нервной системы начинается с развития крупной моторики. 

Крупная моторика, умение чувствовать своё тело и управлять им в пространстве, работа вестибулярной и тактильной систем — это базовый уровень так называемой пирамиды обучения. Именно на этой «фундаментальной» ступени постепенно формируются остальные функции нервной системы: 

  • восприятие через органы чувств; 
  • рефлексы, пространственная ориентировка и координация; 
  • речь; 
  • внимание; 
  • память; 
  • поведение;
  • способность к обучению. 

Речь, мышление, внимание, память как высшие психические функции находятся на вершине пирамиды обучения. А развитие ребёнка идёт последовательно — снизу вверх. То есть именно крупная моторика запускает работу полушарий головного мозга. Эрготерапевты Мэри Сью Уильямс и Шерри Шелленбергер создали пирамиду обучения, чтобы наглядно показать, как развивается нервная система ребёнка и какую роль в этом играет физическая активность.

Воспитание ребёнка с СДВГ, подсказки для обучения и развития

 

Трудности особенно заметны, если нервная система ещё не дозрела или есть нарушения развития (например, при расстройствах аутистического спектра, задержках речи, СДВГ). Если не сформирована база из движений, равновесия, координации и корректной работы органов чувств, то страдают эмоции, коммуникация, бытовые навыки. Речь и вовсе может не запускаться.

У нормотипичных детей тоже могут быть сбои, особенно если в младенчестве не уделялось внимание общему развитию, случались откаты или, наоборот, развитие происходило стремительно, скачками с одной стадии на другую.

Теперь вернёмся к нашей «стройке». Если замечаете нарушения, неустойчивость на «верхних этажах», рекомендую оценить качество «фундамента». Благо нервная система школьника гибкая, адаптивная. За счёт высокой нейропластичности можно укрепить «нижние этажи», не ломая всё «здание».

На что влияют разные части мозга: 

  • Теменные зоны помогают обрабатывать зрительно-пространственную информацию — без них сложно писать и считать.
  • Височные доли отвечают за речь, память, способность понимать текст.

Лобные доли отвечают за планирование, самоконтроль и внимание. Они дозревают дольше всего и формируются примерно до 12–14 лет, в самый расцвет пубертата. Это объясняет проблемы с поведением и успеваемостью в периоды, когда в организме идёт гормональная перестройка.

Чем родители могут помочь ребёнку с СДВГ

Когда родитель понимает, что развитие идёт поэтапно, он перестаёт требовать невозможного и начинает тренировать навыки, которые реально можно развить здесь и сейчас.

Научить сосредотачиваться 

Ребёнку будет проще сконцентрироваться на учёбе, если научить его этому в игре. 

  1. «Три шага»: предлагаем инструкции из 2–3 пунктов и просим выполнить их по порядку.
  2. «Замри»: включаем музыку и просим остановиться по сигналу. Это развивает самоконтроль.

Формировать усидчивость постепенно

Рекомендую начинать с 5 минут за школьным заданием, затем постепенно доводить это время до 15–20 минут. Будет полезен таймер: ученику с СДВГ проще «дотерпеть» до сигнала, чем до бесконечности.

Развивать внимание

Для этого хороши настольные игры с правилами, например «Уно», «Мемо», лото. Также рекомендую игры на поиск соответствия: «Найди отличия», «Что изменилось в комнате?».

 Учить планированию

Стоит мягко развивать навыки тайм-менеджмента. Вместе составляем «список дел на вечер»: уроки, ужин, игра, сон. Детям с СДВГ стоит отмечать выполненное галочкой или наклейкой.

Мотивировать узнавать новое

Разрешаем школьнику самому выбирать часть заданий, хотя бы с какой задачи начать. Хвалим не за результат, а за усилие: «Ты долго работал — и справился».

Приучить к здоровому образу жизни 

Одними развивашками, играми и навыками планирования не обойтись. Нужна правильная «настройка» организма, без которой мозг будет работать вполсилы или даже хуже.

Вернёмся к нашей аналогии со стройкой. Чтобы построить дом, нужны стройматериалы — допустим, кирпичи. Они не берутся из воздуха — требуется произвести их на заводе, в нужное время доставить на стройплощадку. Но представьте, что на завод завезли некачественную глину с подозрительными примесями, кирпичи начинают крошиться, им не хватает времени, чтобы застыть. Склад затягивает отгрузку, доставка кирпичей на стройплощадку задерживается. Логисты начинают бастовать, потому что транспортировка производится то днём, то ночью. Будет ли наше здание построено вовремя?  

Организм ребёнка должен работать чётко — это наш «кирпичный заводик» для мозга.

  • Глина в нашей аллегории — это питание. Школьнику нужна качественная, сбалансированная, полноценная пища. Для развития мозга полезны белки (мясо, рыба, яйца), омега-3 (рыба, орехи, льняное масло), витамины группы B (цельнозерновые, бобовые). Резкие скачки сахара мешают концентрации, поэтому рекомендую ограничивать потребление сладкого.
  • Процесс застывания кирпичей — это сон. Младшему школьнику нужно не меньше 9–10 часов сна, иначе нас ждут рассеянность и вспышки раздражения.
  • Кирпичи не могут лежать на складе, им нужно передвижение, а школьникам — физическая нагрузка: бег, прыжки, плавание, йога для детей. Движение улучшает кровоснабжение мозга и работу зон, отвечающих за внимание и память.
  • Кирпичный завод работает по определённому графику — режим помогает школьнику избегать усталости, а нервная система быстрее адаптируется к нагрузкам. Обязательно нужны перерывы: каждые 20–25 минут — небольшая двигательная разминка. 

Вредны ли гаджеты для ребёнка с СДВГ

Я не сторонник полного запрета гаджетов, но и здесь важно понимать стадии развития ребёнка, чтобы от телефонов и планшетов всё же была польза, а не вред.

  • До 3–4 лет не стоит смотреть мультики. Причина в том, что в этом возрасте у детей формируется наглядно-действенное мышление. Они познают мир через действия: трогают, крутят, стучат, разбирают, открывают, пробуют «на вкус» или «на зуб», бросают, раскидывают предметы. Мультфильм же даёт только картинку в двухмерном формате, без возможности проверить увиденное.
  • После 3–4 лет начинает развиваться наглядно-образное мышление. Дети учатся сначала представлять и фантазировать, а уже потом действовать. И вот на данном этапе мультики могут быть полезны. Они расширяют представление об окружающем мире, становятся стимулом для воображения.

Гаджеты станут помощниками, если они не заменяют живое общение, не мешают развивать сенсорные каналы естественным образом и оставляют ребёнку простор для воображения. Их можно использовать для углублённого обучения, отработки навыков коммуникации, а также в критические моменты — чтобы отвлечь от неприятных ситуаций.

articlePreviewImage
Когда детям можно использовать телефон, планшет и другие гаджеты
Мнения экспертов, со скольких лет ребёнку можно давать телефон и как избежать зависимости
 

Какая роль родителя в учёбе школьника с СДВГ 

Точно не контроль домашки. Роль родителя — быть союзником и мотиватором для ребёнка, а не надсмотрщиком. Учитель научит читать и писать, но роль и ответственность родителя намного шире школы. От вашей поддержки и включённости зависит освоение ребёнком жизненных навыков, которые останутся с ним даже после последнего звонка.

Школьник только учится жить по-новому: по расписанию, с учителями и одноклассниками, правилами, требованиями. И именно вы можете сделать этот путь мягче и успешнее.

  • Включаем в распорядок дня разнообразный отдых и время вместе с вами. Это придаёт чувство контроля и уверенности, что родители рядом.
  • Поддерживаем в трудностях. Если что-то не получается, важно не «пилить», а сказать: «Ошибки — это часть обучения. У тебя получится, если попробуешь ещё раз».
  • Даём шанс справляться самому. Не спешим выполнять действия за ребёнка. Когда он сам застёгивает пуговицы или решает задачу (даже если медленно) — он тренирует не только навык, но и веру в свои силы.

Школа — это не только оценки. Это умение дружить, ждать своей очереди, справляться с разочарованием, радоваться успехам и пробовать снова. И здесь родители могут стать самой сильной поддержкой.

Каждое слово, каждый жест поддержки и вера в ребёнка — это тоже кирпичики в фундамент его будущей самостоятельности. Именно вы помогаете построить в нём уверенность: «Я могу. Я справлюсь. У меня всё получится».

Автору статьи Норе Совковой удалось добиться большого прогресса со своими пациентами, в том числе собственными детьми. Её средний сын уже сам себя обслуживает, любит готовить и путешествовать. Младший сын преодолел нарушение речевого развития. Теперь он ходит в обычную школу, изучает иностранные языки, ментальную арифметику, играет в «Майнкрафт» и складывает трёхзначные числа в уме. 

Для детей с СДВГ особенно остро стоит вопрос выбора школы. В очном формате им сложно соблюдать школьные правила поведения, концентрироваться в течение 45 минут. Альтернативой может стать онлайн-школа с асинхронными занятиями в формате видеоуроков. Гибкий график позволяет подстроить учёбу под ритм жизни ребёнка. Видеоуроки можно смотреть в любое время, делать паузы когда нужно, пересматривать уроки, пока не поймёшь. Однако этот вариант не для всех. Плюсы и минусы такого решения раскрыли в отдельной статье

Школа для детей с СДВГ
Для тех, кому тесно в рамках обычной школы
Подробнее Начать заниматься try-icon
Шапка
   

Домашняя школа «ИнтернетУрок» Б. Гнездниковский, 1 стр.2, Москва, 125375 8 (800) 775 4121
Лого sitehere.ru